Фрагмент украшения Кику Ринто из буддийской молельни Урадзио Хонгандзи
История экспоната Кику Ринто — очередной музейный детектив: потребовалось немало времени, чтобы выяснить его происхождение и предназначение. В 1997 году житель Владивостока Виктор Сафович Харизов передал в фонды музея фрагмент некого предмета — бронзовые пластины с изображением хризантем. Затем, уже в XXI веке, автор книги «Сирень и война» Тоидзуми Ёнэко подарила музею фотографию, на которой запечатлена её свадьба с господином Тоидзуми Кенрю, последним настоятелем владивостокской буддийской молельни Урадзио Хонгандзи. За спинами молодых на фото хорошо виден алтарь, обрамлённый теми самыми пластинами с хризантемами.
Изучив фотографию, музейные хранители предположили, что загадочные пластины — это кеман, ритуальный декор, который размещался перед алтарями Будды. Однако в результате дальнейшего исследования выяснилось, что предмет с изображениями хризантем относится к другому типу религиозных украшений и может пролить свет не только на историю буддизма во Владивостоке, но и на тонкости мировоззрения одной из буддистских школ — Дзёдо Синсю (Истинная Школа Чистой Земли).
С 1886 года во Владивостоке существовало отделение одного из ответвлений этой религиозной школы под названием Ниси Хонгадзи (Западный Хонгандзи). Первый буддистский молитвенный дом появился во Владивостоке в 1894 году, но с началом Русско-японской войны он был закрыт. Строительство новой молельни — Урадзио Хонгандзи — началось в 1910 году и длилось несколько лет, сопровождаясь множеством трудностей и преград. Тем не менее, она была открыта в 1916 году на улице Покровской, чуть ниже православного Покровского храма, и просуществовала там до 1937 года.
Украшение, часть которого попала в музей, было создано специально для этого религиозного здания. В нём располагался буддистский алтарь — буцудан, — по обеим сторонам которого к потолку были подвешены «Kiku Rinto» — круглые масляные лампы с декором из хризантем. Эта деталь ритуального убранства является отличительной особенностью оформления алтарного пространства храмов школы Дзёдо Синсю.
Считается, что эти лампы созданы по образу ламп Будды Шакьямуни и его учеников, которыми они освещали путь ночью, чтобы избежать случайного убийства насекомых и мелких существ на дороге. Круговая форма металлических пластин с хризантемами, расположенных над горящей лампадой, символизирует «Круг света» — совершенное Просветление без начала и конца, которое излучает мудрость и сострадание во всех направлениях вселенной.
При этом японское слово «Кику» имеет два значения: «хризантема» и «слушать / слышать». Воплощение цветка на фрагменте Кику Ринто из музея видно невооружённым глазом, но как же предмет связан со вторым значением слова? Дело в том, что важная практика, которую выполняют последователи Дзёдо Синсю, — это, с одной стороны, слушать буддистское учение без оценочных суждений и, с другой стороны, пытаться услышать глубинный зов Будды Амиды. Поэтому Кику Ринто вешается у алтаря буддийского храма ещё и для того, чтобы напомнить прихожанам о важности слушания и слышания.
Одна из отличительных особенностей течения Дзёдо Синсю заключается в том, что его последователи меньше связаны обетами и запретами, чем это принято во многих других направлениях буддизма. Даже у основателя школы, монаха Синрана, была жена и дети. И у последнего настоятеля молельного дома во Владивостоке Тоидзуми Кэнрю тоже была семья. Именно благодаря фотографии с его свадьбы, которая прошла в 1935 году во владивостокской молельне Урадзио Хонгандзи, удалось определить, что из себя представляет необычный декоративный предмет, который попал в музей в конце прошлого века. Так исследование нюансов буддийского учения позволило разгадать загадку ещё одного музейного экспоната.