Виртуальная выставка: «Александр Становов. Фотолетопись Манчжурской операции»
75 лет назад завершилась Вторая мировая война, длившаяся шесть долгих лет и унёсшая множество человеческих жизней. Точка в военном противоборстве, охватившем страны всего мира, была поставлена на Дальнем Востоке. В рекордно короткие сроки — меньше месяца — СССР осуществил Маньчжурскую операцию, которая привела к капитуляции японской армии. Яркими свидетельствами стремительного окончания войны стали фотографии, сделанные военными фотокорреспондентами на полях сражений, которые сейчас хранятся в музейных собраниях.
В фотофонде Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева особое место занимает коллекция работ фронтового фотографа Александра Ивановича Становова, запечатлевшего события советско-японской войны 1945 года.
А.И. Становов (1921–2005) — один из самых талантливых и опытных фронтовых фотокорреспондентов. Находясь на действительной воинской службе с 1939 года, он прошёл всю войну от первого до последнего дня, оставив богатейший архив фотодокументов — мемориальных свидетельств Второй мировой войны.
На выставке представлено более 90 фотоснимков из фондов Музея истории Дальнего Востока, сделанных А.И. Станововым во время Маньчжурской операции, а также наградные документы и несколько широко известных фотографий корреспондента из открытых источников.
Введение: Александр Иванович Становов (1921–2005)
Александр Иванович Становов родился в 1921 году в Москве. Увлёкшись фотографией, в 7 классе он сам сделал аппарат и получил первые снимки. В 1938 году его фотографии были опубликованы в «Комсомольской правде».
В октябре 1939 года А.И. Становов был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Организовав в свободное от службы время небольшую фотовыставку в клубе, обратил на себя внимание политотдела дивизии и был зачислен в штатные фотокорреспонденты: в предвоенные годы — газеты московской Пролетарской дивизии «Ворошиловец»; в годы Великой Отечественной войны — корреспондентом фронтовых газет 5-й армии «Уничтожим врага», «Защитник Отечества».
Стремясь сделать хороший снимок и передать атмосферу боя, фотокор Становов поднимался в атаку вместе с бойцами и шёл на вражеские окопы в первой линии. В июле 1944 года Александр Иванович, находясь в боевых порядках войск в районе Вильнюса, получил ранение, но не покинул поле боя. Раньше других фронтовых корреспондентов запечатлел бойцов, первыми вышедших к линии границы, — командира 159 стрелковой дивизии генерал-майора Н.В. Калинина и бойцов Н. Макридова, Г. Галутву, Т. Горнова, А. Попова, И. Самохина, М. Коробова, М. Хайрутдинова, М. Сурина.
Им же были сделаны несколько известных фотоснимков кавалера двух Орденов Славы снайпера Розы Егоровны Шаниной и командира эскадрильи «Нормандия-Неман» майора Луи Дельфино. Символом народной борьбы стала фотография партизана Ничипора Терентьевича Ридлевского с дочерьми Ольгой и Зинаидой, сделанная в день освобождения деревни Черея Чашникского района в 1944 году. Становов был награждён медалями «За оборону Москвы», «За Отвагу», «За боевые заслуги» и двумя орденами «Красная Звезда».
После войны А.И. Становов более 35 лет проработал корреспондентом журналов «Работница» и «Советская женщина», много ездил по стране. Героями его снимков становились обычные советские люди — школьники и учителя, колхозники, строители, — и выдающиеся деятели науки, культуры и искусства: архитектор Алексей Викторович Щусев, профессор Московской государственной консерватории, оперная певица Антонина Нежданова, первый космонавт Юрий Гагарин. В послевоенном творчестве фотограф пробовал работать в новых жанрах — натюрморте и пейзажной фотографии.
В 1952 году А. Становов сделал снимок тех, кто поставил финальную точку в Великой Отечественной войне — Героев Советского Союза Михаила Егорова и Мелитона Кантария, водрузивших знамя Победы над рейхстагом в Берлине.
В августе 1945 года Александр Иванович Становов прошёл с бойцами 5-й армии 1-го Дальневосточного фронта от границы до Муданьцзяна, запечатлев эпизоды ожесточённых боёв, моменты фронтового быта, радостные лица победителей и жителей Маньчжурии, освобождённых от японского ига.
Раздел I: Подготовка
На Тегеранской конференции 28 ноября — 1 декабря 1943 года Верховный главнокомандующий И.В. Сталин дал принципиальное согласие на вступление СССР в войну на Тихом океане. В конце сентября 1944 года по его поручению А.М. Василевский подготовил расчёты по сосредоточению на Дальнем Востоке СССР войск, необходимых для вступления в войну против Японии, и их материальному обеспечению.
Окончательно вопрос об участии СССР в войне с Японией был решён в феврале 1945 года на Ялтинской конференции союзных держав — СССР, США и Великобритании.
Разработанный план по развёртыванию и материально-техническому обеспечению войск на Дальнем Востоке уточнялся в течение нескольких месяцев. 28 июня 1945 года была утверждена директива о проведении военно-стратегических операций Ставкой Верховного Главнокомандования, Центральным Комитетом ВКП (б) и Государственным Комитетом Обороны.
Для разгрома Квантунской армии на Дальний Восток были переброшены войска, имевшие боевой опыт: бойцы и командиры 5-й общевойсковой армии 3-го Белорусского фронта, участники прорыва мощных укреплений в Восточной Пруссии. В апреле 1945 года армия была выведена в резерв Ставки ВГК, а затем переброшена на Дальний Восток в состав Приморской группы войск (с 5 августа 1945 года — 1-й Дальневосточный фронт).
Главнокомандующий советскими вооружёнными силами на Дальнем Востоке маршал А.М. Василевский поставил перед бойцами 5-й армии задачу прорвать оборону противника в районе Пограничного (Суйфеньхэ), разгромить вражеские войска и овладеть важным транспортным узлом Восточной Маньчжурии, городом Муданьцзян, с целью дальнейшего наступления на столицу Маньчжурии — Харбин.
Раздел II: Война
Вместе с бойцами 5-й армии трудный путь от границы до города Муданьцзяна прошёл и Александр Иванович Становов. В объектив его фотоаппарата попали эпизоды ожесточённых боёв за Волынский и Пограничненский укреплённые районы. Здесь советским солдатам пришлось столкнуться с мощной и хорошо организованной обороной противника. Некоторые опорные пункты представляли собой огромные комбинированные сооружения из железобетона, занимающие площадь свыше 150х200 метров. Многочисленные доты, оснащённые орудиями и пулемётами, были соединены подземными ходами сообщения. Всего в ходе штурма в Волынском и Пограничненском укрепрайонах советские бойцы уничтожили или подавили свыше 190 пулемётных и артиллерийских дотов и свыше 100 дзотов. К утру 10 августа 5-я армия овладела крупным узлом дорог и сильно укреплённым пунктом Суйфеньхэ (Пограничная). К концу дня 5-я армия генерала Крылова продвинулась на главном направлении на 20–23 километра, расширив прорыв до 35 километров.
|
|
За всё время Маньчжурской стратегической наступательной операции самыми ожесточёнными были бои за город Муданьцзян. Японцы превратили этот большой город в сильный узел сопротивления. Советским солдатам пришлось столкнуться с мощной линией обороны, опиравшейся на широкую и быструю реку. В течение двух дней шла борьба за каждый квартал, за каждый дом. Зачастую перестрелки переходили в ожесточённые рукопашные схватки. В боях за этот город японское командование задействовало специально подготовленные отряды смертников.
В результате боёв за Муданьцзян были разгромлены основные силы японской 5-й армии, и для советских войск открылась дорога на Харбин.
Раздел III: После Победы
В результате успешного проведения Манчжурской операции исход войны стал очевиден. 15 августа император Хирохито обратился к нации с речью о принятии условий капитуляции. На следующий день, 16 августа, командование Квантунской армии получило приказ о прекращении боевых действий. К концу дня 22 августа разоружение армии было в основном завершено, и японские солдаты и офицеры организованно проследовали в лагеря для военнопленных.
Однако ещё около двух недель советские бойцы продолжали сталкиваться с сопротивлением отдельных групп японцев, прятавшихся в горной тайге. Отряды смертников совершали диверсионные акты на железной дороге, пытались нападать на советские военные комендатуры в небольших городках. Так, 28 августа в бою южнее Ханьдаохэцзы, у русского села Романовка, был ликвидирован отряд, состоявший из смертников и солдат унтер-офицерской школы. В том же районе три дня спустя советская стрелковая рота окружила около 300 японских смертников, которые отказались сложить оружие и были уничтожены. В Мишаньском укрепрайоне ликвидация мелких групп смертников продолжалась до начала сентября.
Огромной проблемой для советского командования являлась и необходимость обеспечивать безопасность пленных солдат Квантунской армии и японских гражданских лиц, находившихся в Маньчжурии: ненависть местного китайского населения к японскому оккупационному режиму могла вызвать массовые расправы без суда и следствия.
Своих освободителей — советских воинов — местное население встречало восторженно, ведь солдаты Красной армии не только избавили китайское население от оккупационного террора, но и наладили обеспечение продовольствием, восстановили инфраструктуру, успешно боролись с хунхузами и обеспечивали порядок. Освобождённые территории постепенно возвращались к мирной жизни.
Процесс восстановления в Манчжурии привычной повседневной суеты запечатлел объектив военного фотокорреспондента А.И. Становова. Подлинные визуальные свидетельства дают возможность составить реальную картину событий, завершивших Вторую мировую войну.
Раздел IV: Победители
Портретная съёмка занимала значительное место в профессиональной деятельности военного фотокорреспондента А.И. Становова. Фотографии отличившихся в боях солдат и командиров регулярно печатались во фронтовых газетах. На примере этих подвигов воспитывалось молодое пополнение бойцов. Вырезки из газет с портретами героев вкладывались военнослужащими в письма домой. Заметки о подвигах зачитывались не только фронтовикам во время политинформаций, но и перед колхозными или заводскими коллективами в тылу.
Порой портреты со страниц фронтовых газет, дополняя скупые сведения о фамилиях и званиях в отчёте о потерях, становились единственной возможностью сохранить в памяти лица тех, кто погибал в боях.
Портретная галерея, созданная А.И. Станововым, хранит облики и молодых воинов, принявших боевое крещение в тяжёлых боях в Маньчжурии, и опытных ветеранов, воевавших с первых дней Великой Отечественной войны: сержанта В. Сидоренко, рядовых Ю. Попова, В. Сеизова и В. Прохорова, Героев Советского Союза Андрея Попова, Александра Философова и Мингаса Хайрутдинова, командующего 5-й армией генерал-полковника Н.И. Крылова. В глазах этих людей — отражение приближающегося завершения мировой войны.
Над выставкой работали:
Руслан Владимирович Кулепанов,
старший научный сотрудник отдела исследований
Музея истории Дальнего Востока;
Вера Вячеславовна Кавецкая,
руководитель отдела исследований
Музея истории Дальнего Востока.