Исторические хроники: 5 сентября 1905 года — подписание Портсмутского мира

11 сентября 2015

Из Портсмутского мирного договора между Россией и Японией:

«…Статья I
Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

Статья IX
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II статьи, приложенной к сему договору.

Статья XV
Учинено в Портсмуте (Ньюгэмпшир) двадцать третьего августа (пятого сентября) тысяча девятьсот пятого года, что соответствует пятому дню девятого месяца тридцать восьмого года Мейджи.

Подписали: Ютаро Комура, Cергей Витте, К. Такахира, Розен…»

5 сентября 2015 года исполнилось 110 лет со дня подписания Портсмутского мира, изменившего расклад политических сил на Дальнем Востоке. «Графом Полу-Сахалинским» насмешливо прозвали в народе Сергея Юльевича Витте, председателя Комитета министров, представителя Российской Империи, после подписания мирного договора с Японией в Портсмуте (США, штат Нью-Хэмпшир). Витте смог облегчить предложенные Японией условия мира; была возможность отстоять весь Сахалин — измотанная сражениями Япония нуждалась в прекращении войны, — но император Николай II, принимая американского посла, сказал, что, в крайнем случае, Витте может отдать южную половину острова. Узнав это, японская делегация вновь начала настаивать на своих условиях — и Витте согласился.

По окончательным условиям договора Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров, Порт-Артур с прилежащей к нему частью железной дороги до станции Чанчунь (которая ранее по договоренности была приобретена Россией у Японии) и половину острова Сахалин (к югу от 50-й параллели). При этом Япония имела право эксплуатировать ЮМЖД только в коммерческих целях, а на Сахалине не должна была возводить укреплений. Корея признавалась сферой японского влияния при условии, что Японии не будет посягать на суверенитет страны. Россия соглашалась на заключение с Японией рыболовной конвенции. Стороны обязывались вывести войска из Маньчжурии и не мешать торговле там других стран. Также они не должны были препятствовать свободе плавания в проливах Лаперуза и Татарском.

Для России требования оказались тяжёлыми, но отклонить их и продолжить войну правительство не могло: в стране началась революция, требовались силы для её подавления.

Японцы условиями мира были недовольны. Вопреки желанию, Япония отказалась от требований ограничения военно-морских сил России на Дальнем Востоке с выдачей Японии интернированных (принудительно задержанных на время войны) в нейтральных портах русских кораблей и уплаты контрибуции (денежные выплаты проигравшей страной стране-победительнице). Не получила японская сторона также и платы за возвращение, или оставление, северной части Сахалина Российской Империи. Японские подданные восприняли такие условия договора как унижение. Всеобщая неудовлетворённость вылилась в Хибийские беспорядки, вспыхнувшие вечером в тот же день, 5 сентября, в Токио.

А вот намерениям европейских держав и Соединённых Штатов подписанный договор вполне отвечал: Россия потеряла часть своих позиций на Дальнем Востоке, но всё также оставалась противовесом, способным урегулировать японское влияние, а в связи с усиливавшейся германской угрозой становилась возможным союзником в борьбе с Германией.

Поражение в этой разрушительной для России войне показало, насколько империя в научно-техническом плане отстает от других стран, выступающих на мировой арене. Это стало одной из причин реорганизации армии и флота в 1908–1910 годах. С одной стороны, страна потеряла большие экономически и политически важные территории, но с другой — для правительства эти потери меркли перед опасностью поднимающегося революционного движения.

Япония, в свою очередь, смогла в той или иной степени восстановить утраченное за время военных действий экономическое равновесие благодаря использованию дешёвого труда китайского населения Южной Маньчжурии и реализации природных ресурсов перешедших к ней территорий. Она начала создавать военный плацдарм для оккупации Маньчжурии и последующего захвата внутренних провинций Китая, из-за чего сильно ухудшились её отношения с европейскими странами и США. Победа Японии в этой войне стала поворотным пунктом в мировой истории. В прошлом отсталая страна превратилась в сильную мировую державу, имеющую свой значительный вес. Многие вопросы, оставшиеся после подписания Портсмутского мирного договора, нашли своё разрешение только после поражения Японии в советско-японской войне 1945 года, а некоторые — стоят и на сегодняшний день.

История русско-японской войны и Портсмутского мира в исторических сводках излагаются по-разному: отличия — в акцентах и оценках.

Точек зрения много, мы можем только решать, какую из них принять. Война, а затем и мирный договор, были навязаны Европой и Америкой двум усиливающимся на Дальнем Востоке державам? Причиной начала военных действий стали территориальные амбиции Японии, а поражение России — вина халатного пренебрежения оценкой действительной военной силы врага российским командованием? Твёрдая позиция Николая II по отношению к условиям Портсмутского договора смягчилась только под давлением Рузвельта? Или наоборот, он был готов принять любой мир — лишь бы окончить войну и «развязать себе руки» для подавления назревающего восстания?

Вряд ли мы можем точно сказать, какой именно из вариантов правильный; вероятнее всего, как оно всегда бывает в истории большой политики, каждый из вариантов несёт свою долю истины и свою долю иллюзий исследователя.

Текст — Елизавета ДРОБЫШЕВА