Яков Семёнов. Первый гражданин Владивостока
Владивосток, основанный в качестве форпоста на дальневосточных рубежах страны, недолго оставался исключительно военным городом. Чтобы прочно закрепить за Российской империей соседствующие с Китаем территории, необходимо было их обжить. Приморская столица строилась и осваивалась людьми различных профессий, приезжавших из самых разных мест, и имена многих из них нам известны — история города достаточно хорошо задокументирована. Одно из таких знаковых имён — Яков Лазаревич Семёнов, первый гражданский житель Владивостока, выдающийся дальневосточный негоциант.
Яков Семёнов родился в 1831 году в красноярском городе Минусинск в семье зажиточного купца. Юноша получил хорошее домашнее образование и продолжил семейное дело. После смерти отца Яков Лазаревич переехал в Николаевск-на-Амуре и в 1850–1860-х годах активно вёл там торговлю.
В сентябре 1860 года Семёнов впервые побывал на территории современного Приморья, в заливе Святой Ольги. Там он не только выменял у местных жителей драгоценную пушнину на чай, сахар, соль и табак, но и увидел, как китайцы добывают морскую капусту. Наблюдая за тем, как из небольших лодчонок выгружают на берег кипы пахучей ламинарии, он принял решение, изменившее его жизнь.
В 1861 году Семёнов с семьёй переехал во Владивосток. Бывший торговец тканями открыл лавку в одной из комнатушек офицерского флигеля, и основными клиентами его поначалу были местные военные. В то же время он не оставляет намерений установить торговые отношения с китайскими и корейскими приграничными городами. Уже через год Евгений Степанович Бурачёк, начальник поста Владивосток, выдаст первое в его истории свидетельство о покупке частным лицом земельного участка:
«Дано Николаевскому купцу 3-й гильдии Якову Семёнову в том, что мною отведено ему для постройки дома и хозяйственных зданий, — земли в тридцати двух саженях от офицерского флигеля к Юго-3ападу по линии домов двадцать сажень и в ширину двадцать сажень, всего четыреста квадратных сажень, и для покоса болотистое место на восточном берегу Амурского залива, в полутора верстах от поста, что свидетельствуется моею подписью и печатью.
Владивосток, 15 марта 1862 года».
Таким образом, сибирский купец Яков Семёнов стал первым гражданским жителем Владивостока. За несколько следующих лет он развернул активную предпринимательскую деятельность на Японском море. В январе 1863 года вместе с Бурачком Семёнов едет в Хуньчунь, надеясь наладить торговлю в Поднебесной на официальном уровне благодаря своему отличному знанию китайского, но сталкивается с враждебностью местных чиновников: вместо того, чтобы установить деловые отношения с предприимчивым купцом, они направляют своему начальству жалобы, обсуждение которых дойдёт даже до русского посла в Пекине.
Первые неудачи не останавливают Семёнова: дальнейшую торговлю с соседями он строит на частных контрактах с китайскими купцами и достигает на этом поприще внушительных успехов. Пробную партию морской капусты он сперва пытается сбыть в Шанхае, но затем отвозит в Чифу, где знакомится с Густавом Кунстом, будущим сооснователем торгового дома «Кунст и Альберс» во Владивостоке. При поддержке нового знакомого с 1864 по 1880 годы Семёнов занимается добычей и поставкой в Китай морской капусты и трепангов.
Постепенно морепродукты становятся предметом интереса и русского населения региона: хотя для современных жителей Приморья они составляют неотъемлемую часть рациона, в XIX веке заселившие край крестьяне-переселенцы из Малороссии, Белоруссии и Прибалтики настороженно относились к дарам моря. Культура употребления морепродуктов в пищу возникла только к 1910-м годам.
Кроме добычи морепродуктов, агар-агара и рыбы и развития рынка этих товаров, Семёнов занимается и другими важными для Владивостока проектами. Его стараниями в 1865 году в городе создаётся верфь, которая вскоре спускает на воду первый построенный в Приморье корабль — двухмачтовую шхуну «Эмилия».
В январе 1867 года Яков Лазаревич стал купцом 2-й гильдии, а с 1870 года занял должность отсутствующего до того городового старосты — фактически главы города. Документ, под которым подписались 30 человек, в том числе десять иностранцев, семь неграмотных крестьян, две женщины и крещёный китаец, гласил:
«1870 год, марта 27-го дня. Жители города Владивостока как домовладельцы, так и имеющие земли… избрали старосту и кандидата к старосте и постановили: всем обществом обязанности старосты возложить на купца Якова Лазаревича Семёнова, а обязанности кандидата на Михаила Петрова Колесникова…»
Должность эта не оплачивалась, Семёнов даже вкладывал собственные средства в подведомственную канцелярию. Он занимался мелкими правонарушениями, благоустройством города, организацией деятельности его властных структур, и справлялся с этим настолько хорошо, что в 1874 году его избирают снова. Но уже через год он передаёт свои обязанности первому городскому голове Михаилу Кузьмичу Фёдорову, чтобы занять пост гласного городской думы — предшественника сегодняшних депутатов.
В 1878 году Семёнов начинает заниматься рыбным промыслом на Сахалине, а в 1895 вместе с Георгием Демби создаёт фирму «Семёнов и Ко». Кроме рыбной ловли компания занимается добычей золота, а также поставками продовольствия и фуража для армии. Успешный купец и общественный деятель, Семёнов также участвует в работе Общества изучения Амурского края: его статья «Промысел морской капусты в Японском море» вышла в трудах Общества в 1885 году.
Предпринимательские успехи Якова Лазаревича были отмечены впервые в 1889 году на Всероссийской выставке рыбопромышлености в Санкт-Петербурге, где он был удостоен диплома и большой серебряной медали, а в 1896 году его наградили золотой медалью Нижегородской ярмарки. За свои заслуги перед городом в предпринимательской и политической деятельности в 1900 году Яков Семёнов становится купцом 1-й гильдии и получает звание потомственного почётного гражданина Владивостока.
Яков Лазаревич умер 23 февраля 1913 года. Дом Семёнова (ул. Светланская, 41) является объектом культурного наследия, а рядом с Серой Лошадью (ул. Алеутская, 19) ему установлен памятник. Могила его находилась на Покровском кладбище Владивостока, на месте которого сейчас расположен Покровский парк.
Долгое время в районе «Семёновского ковша» (место нынешнего стадиона «Динамо») находился рынок, куда в 1903 году перенесли — подальше от центра города и презентабельной Светланской улицы, — китайские торговые лавки. Сейчас имя Якова Семёнова носит улица в центре города и площадь — бывший Семёновский сквер, который в начале 2000-х годов закатали в асфальт и превратили в стоянку городского транспорта: теперь здесь располагаются остановка общественного транспорта, парковки и торговый центр.
С той поры, когда Яков Семёнов 160 лет назад приехал во Владивосток, город изменился до неузнаваемости. Тогда офицеры, по утрам заходившие в лавку Семёнова в небольшом помещении, выделенным ему военным начальником, могли обсуждать, где этой ночью видели тигра, и первый ребёнок ещё не был крещён по российским законам на выдающемся в море клочке дальневосточной земли.
Многие улицы и здания, хорошо известные горожанам, были созданы благодаря усилиям Якова Лазаревича и его друзей, и именно эти люди во многом предопределили то, каким стал Владивосток сегодня. Обычную, повседневную жизнь на краю России строили удивительные люди, съехавшиеся из разных концов света, и первым из них был неравнодушный и активный человек, зажиточный купец и талантливый предприниматель Яков Лазаревич Семёнов.
При подготовке материала были использованы источники:
- Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк города Владивостока. — [Владивосток]: [б.и.], [1910]. — 192 с. Электронная версия доступна на сайте Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М. Горького.
- Турмов Г. П., Хисамутдинов А. А. Владивосток. — Москва: «Вече», 2010. — 304 с.