Нашивка ротного командира Народно-революционной армии ДВР

В фондах Музея истории Дальнего Востока память о Гражданской войне 1917–1922 годов представлена немногочисленными экспонатами: суровые условия тех лет не способствовали сохранению хрупких материальных свидетельств. Поэтому истории, которые могут поведать эти предметы, представляют особую ценность. Они становятся ключом к пониманию не только частной судьбы, но и жизни огромной страны, в которой за короткий период изменилось почти всё: политическое устройство, распределение сил, представление о долге и правилах. Территории Дальнего Востока внезапно — и ненадолго, — оказались самостоятельной страной со своим правительством и своей Народно-революционной армией, прикрывавшей остальную Россию и обеспеченной лишь изрядно истощившимися имперскими запасами.

Павел Семёнович Владимирский

В рядах НРА служил ротный командир Павел Семёнович Владимирский, отличительный знак которого хранится в музее. Он был лишь одним из многих участников Гражданской войны на стороне «Довольно Весёлой Республики», как иронически расшифровывали аббревиатуру ДВР её жители.

Республика была образована весной 1920 года, когда успешное наступление Красной Армии на Восточном фронте было приостановлено в районе озера Байкал: командование намеревалось предотвратить прямое столкновение с японскими интервентами, занявшими территории у берегов Тихого океана. Чтобы избежать военного конфликта и добиться вывода японских войск с российских территорий, ЦК РКП(б) создал юридически независимое государство — Дальневосточную республику. Она должна была предстать в глазах иностранных держав демократической страной, подчиняясь, тем не менее, сформированному в марте 1920 года Дальневосточному бюро РКП (б). 14 мая 1920 года РСФСР официально признала Дальневосточную республику и предоставила ей финансовую, дипломатическую, кадровую, хозяйственную и военную помощь.

Герб Дальневосточной республики

В состав Народно-революционной армии ДВР, созданной на базе красных дивизий, входили Амурские, Иркутские и Забайкальские военные подразделения — всего 40 800 человек. Специальной униформы в ней не было, как и в самой Красной Армии того времени. Носили оставшиеся запасы обмундирования Российской Императорской армии, гражданскую и полувоенную одежду, недостающую экипировку создавали при помощи подручных средств. На совещании правительственной комиссии по снабжению Народно-революционной армии 18 мая 1920 года было решено: в связи с дефицитом обмундирования изготовить шинели и головные уборы из имевшихся на складе одеял.

Солдат Народно-революционной армии ДВР

Знаки различия для личного состава НРА появились только 30 ноября 1920 года: это нашивки в форме красно-синего ромба, предназначенных для ношения на левом рукаве. Нашивка повторяла расцветку флага ДВР. В верхней, красной части помещалось трафаретное изображение восходящего солнца, символизировавшее восход над Тихим океаном, и буквы Н.Р.А. На нижней, синей части нашивались знаки должностного положения, вырезанные из красной ткани: от командующего фронтом до рядового народоармейца. Нашивка, хранящаяся в фондах Музея истории Дальнего Востока, соответствует званию ротного командира — широкая и узкая полосы красной ткани на синей части знака.

Просуществовало марионеточное государство за Уралом чуть больше двух лет: 15 ноября 1922 года Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР. Фактических перемен в жизнь дальневосточников это принесло мало. Павел Владимирский, бывший ротный командир НРА ДВР, в 1923 году занял должность адъютанта начальника гарнизона Читы, а в 1926 стал помощником коменданта Владивостока.

Павел Семёнович Владимирский

В 1987 году его личные вещи и документы передал в музей его племянник, Олег Валентинович Логишевский. Существование демократической республики на Дальнем Востоке осталось в далёком прошлом, и память о ней хранят лишь исторические документы и музейные экспонаты — немые свидетели времени.


Нашивка получена в 1987 году от Олега Валентиновича Логишевского. Дальневосточная республика, 1920–1922 год. Ткань, картон, машинная вышивка. В настоящее время предмет не представлен на музейных площадках и хранится в фондах Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.