Стол из кают-компании фрегата «Паллада»

«Каждый крепкий здоровый семнадцатилетний мальчик мечтает стать моряком». Для молодого города, откуда дороги ведут в океан, эта фраза из книги «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсона всегда будет актуальной. Бескрайние просторы, романтика ветра и парусов! Память о славных походах не уходит бесследно: она остается в людских сердцах, её хранят осколки прошлого.

С гордостью и трепетом хранит музей предметы с затонувшего более полутора веков назад боевого парусного фрегата «Паллада»: бортовые и призматические палубные иллюминаторы, фрагменты рулевого колеса, часть якорной цепи, клюз, кран. Отдельных слов заслуживает стол из кают-компании, которому в 2013 году «исполняется» 180 лет. Он «помнит» долгие вечера за увлекательными разговорами и каждого члена экипажа под командованием капитан-лейтенанта Ивана Семеновича Унковского.

В книге «Фрегат Паллада» (книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала) её автор И. А. Гончаров так описал этот обеденный стол на 24 персоны:

«…Приехав на фрегат, ещё с багажом, я не знал, куда ступить…» Вы, верно, не обедали, — сказал Болтин, — а мы уже кончили свой обед: не угодно ли закусить?» Он привел меня в кают-компанию, просторную комнату внизу, без окон, но с люком наверху, через который  падает обильный свет. Кругом помещались маленькие каюты офицеров, а посредине насквозь проходила бизань-мачта, замаскированная круглым диваном. В кают-компании стоял длинный стол, какие бывают в классах, со скамьями. На нем офицеры обедают и занимаются… Как ни массивен этот стол, но, при сильной качке, и его бросало из стороны в сторону, и чуть было однажды не задавило нашего миниатюрного услужливого распорядителя офицерского стола П.А. Тихменева… К вечеру собрались все: камбуз (печь) запылал; подали чай, ужин — и задымились сигары…».

После того, как фрегат «Паллада» нашел последнее пристанище на дне морском, судьба стола была связана с историей владивостокской семьи Николая Варламовича Соллогуба, основателя и редактора первой городской газеты «Владивосток», гласного городской думы, члена общества изучения Амурского края, глубочайшего почитателя истории и романтика. Семья прожила в построенном Соллогубом доме более 130 лет, пройдя испытания Великой Октябрьской Революцией, интервенцией, Гражданской войной, пережив национализацию дома, сталинские репрессии, коллизии перестройки, сохранив, тем не менее, семейные традиции и реликвии.

Стол поступил в 2012 году благодаря большому участию Е.Н. Сергеевой. Экспонат размещён в Главном корпусе (Светланская, 20).