Фридольф Гек: капитан и его октан
В фондах музея имени В.К. Арсеньева хранится удивительный экспонат — октан Фридольфа Гека, «рыцаря восточных морей», отважного мореплавателя, китобоя и исследователя Дальнего Востока. Инструмент изготовлен в середине XIX века из металла и дерева на фабрике в Великобритании. Октан, или октант, применяется в навигации и для гидрографических работ для измерения углов и определения расположения звёзд на небе. Музею его в 1989 году передал внук Гека, Георгий Николаевич Васюкевич.
Фридольф Кириллович Гек родился в 1836 году в Финляндии в многодетной семье обедневших дворян. Хотя родители не могли обеспечить юношу деньгами, он получил другое, не менее важное богатство — упрямство и сильный характер. Поступив в 12-летнем возрасте юнгой на бриг «Ольга», Гек решил никогда не расставаться с морем. Между выполнением многочисленных обязанностей юнги он усердно занимался и в 1855 году поступил в мореходную школу финского города Або.
Фридольф Гек. Фото К. Шульца
Фридольф успешно сдал экзамен на штурмана и нанялся на бриг «Граф Берг», который отправлялся в Тихий океан — колыбель российского китобойного промысла. В короткий срок Гек в совершенстве освоил технику опасного китобойного дела, после чего вернулся на Балтику, чтобы продолжить обучение.
Через несколько лет судьба мореплавателя совершила крутой вираж, крепко связавший его жизнь с Приморьем. Летом 1868 года в Финляндии возникло общество энтузиастов, мечтавших построить справедливую лучшую жизнь. Воплощать в реальность это благое начинание решили в Приморской области Восточной Сибири. Фридольф Гек лично отправился в Петербург изыскивать финансирование для переселенческого проекта и получил средства на покупку брига «Император Александр II».
Девятимесячное плавание колонистов было непростым. Вот как описывает его Валерий Янковский в книге «Нэнуни»:
«Цинговали, чуть не погибли… И только шкипер Гек не пал духом… Один привёл в себя весь экипаж, спас судно и людей».
Путешественники дошли до Находки и решили поселиться в заливе Стрелок. Но построить утопию на берегах Японского моря у переселенцев не получилось: помешали разбойники-хунхузы, климат и неудачи в промысловой деятельности. В 1871 году общество эмигрантов прекратило своё существование, землю вернули государству, а бриг «Император Александр II» передали в состав Сибирской флотилии в счёт уплаты ссуды.
После провала переселенческого проекта Фридольф Гек вернулся к китобойному делу. На работу его пригласил соотечественник, приморский предприниматель Отто Линдгольм. Мореплаватель предложил Линдгольму внести усовершенствования в конструкцию гарпунной пушки, что упростило задачу моряков. Китобойный промысел приносил хороший доход, и вскоре Гек приобрёл собственное судно с названием «Морская корова». Он стал вольным шкипером — так именовали в императорской России судоводителей торгового флота, не состоявших на государственной службе.
Шкипер решил обосноваться на Дальнем Востоке и вместе со своим другом Михаилом Янковским поселился в местечке Сидеми (Безверхово). Страшная утрата перевернула жизнь Гека в июне 1879 года: хунхузы убили его жену и похитили сына, которого он безуспешно искал до конца своих дней.
Гек внёс огромный вклад в исследование территории и акватории Приморья. Он безмерно любил это место, с восторгом описывал местную суровую природу и богатство моря. Восхищение Дальним Востоком пробудило в талантливом мореплавателе особую наблюдательность и интерес исследователя. В 1885 году под командованием Фридольфа Гека шхуна «Сибирь» отправилась к берегам Чукотки, чтобы наладить торговые связи с местным населением. Фактически рейс стал научной экспедицией: были исследованы 63 населённых пункта на побережье Камчатки и Чукотки, составлены карты и описания берегов, даны названия многим мысам и бухтам. Это значительно упростило навигацию в малоизведанных водах северо-западного побережья.
Гек также собрал удивительные коллекции предметов культуры и быта народов Севера и передал их Обществу изучения Амурского края, членом которого он стал в 1887 году. Собрание эскимосских предметов, сделанное им во время северных рейсов, не имеет аналогов во всём мире. Шкипер постоянно привозил во Владивосток всё новые этнографические экспонаты и образцы морской фауны, а также писал очерки для газеты «Владивосток».
С 1893 года Гек возглавлял рыбоохранное судно «Сторож», задачами которого были охрана котиковых лежбищ и борьба с браконьерством. При этом он продолжал вести съёмки моря, изучать рельеф дна, измерять глубину воды на разных участках. Результаты его исследований использовались при издании морских карт Гидрографическим управлением, и по сей день моряки обращаются к картам с примечанием «По глазомерной съёмке шкипера Гека».
Таким был жизненный и исследовательский путь отважного и самоотверженного капитана. На его долю выпало немало испытаний, но в любых обстоятельствах он всей душой был предан своему делу и Приморскому краю, а главной любовью Гека до конца его дней оставалось море.
Октан, который принадлежал Фридольфу Геку, позволяет представить, как капитан проводил свои дни на мостике, не расставаясь с верным помощником во время картографических исследований. Так музейный предмет по-своему рассказывает историю удивительного человека — морехода, искренне влюблённого в Дальний Восток.
Текст — Алёна СОРОКОЛЕТОВА,
Елизавета ДРОБЫШЕВА
Фотографии и иллюстрации из фондов Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева