Эмигрантская газета в США «Русская жизнь» и её общественно-политические позиции (1920-1970-е гг.)

Опубликовано в журнале «Известия Восточного института», 
№ 21(1), 2013 год, с. 43-50. 

Татьяна Сергеевна ШУГАЙЛО
научный сотрудник
КГАУК «Приморский государственный
объединённый музей имени В.К. Арсеньева» 

Статья посвящена истории одного из старейших русских эмигрантских изданий в США – газеты «Русская жизнь» в 1920-1970-е гг. В этот период издание внесло существенный вклад в жизнь и деятельность русской общины в Америке. Газета являлась своего рода «русским общественным форумом», благодаря которому русская диаспора в США занимала активную жизненную позицию в решении многих политических и социальных вопросов. В период «холодной войны» издание играло непосредственную роль в формировании взглядов русской общины в США в отношении СССР.

Ключевые слова: русская эмиграция, США, СССР, эмигрантские издания, холодная война.

 

Shugajlo T.S.

The emigrant newspaper in the U.S. «Russian Life» and its socio-political position (1920-1970).

The article is dedicated to the history of one of the oldest Russian ?migr? editions in the USA – «Russian Life» newspaper in 1920-1970. This newspaper made a significant contribution in the life and activities of the Russian community in America. The newspaper was a sort of a «Russian public forum», thanks to which the Russian expart community in the USA assumed an active attitude in the resolution of many political and social issues. During the «cold war» this edition played a direct role in the formation of views of the Russian community in the USA concerning the USSR.

Key words: Russian emigration, USA, USSR, emigrant publications, cold war. 

 

Русская эмиграция, оказавшаяся в разных географических точках рассеяния, сумела сохранить и развить лучшие культурные и духовные ценности прошлой России. Богатейшее наследие Русского Зарубежья сегодня способно наполнить новыми знаниями отечественную историю и культуру. Сложно переоценить значимость зарубежной русскоязычной прессы, отдельного уникального явления в истории эмиграции. Это ценный источник исторической информации, способный пролить свет на различные сферы жизни и деятельности русской диаспоры во всём мире. Эмигрантская периодика сыграла важную роль в развитии русского зарубежного сообщества, объединяя представителей эмиграции, находившихся на разных континентах, и выполняя множество других функций. В настоящее время не освещены в достаточной степени проблемы истории русской прессы в США. Отдельные аспекты данной темы затрагивались в исследованиях Э.Л. Нитобурга, А.А. Хисамутдинова [7; 13; 14; 15], однако эта область продолжает нуждаться в более детальном изучении. В данном материале хотелось бы акцентировать внимание на деятельности одного из старейших русских эмигрантских изданий США – газете «Русская жизнь», имевшей огромное значение для русской диаспоры на Тихоокеанском побережье Америки.

«Русская жизнь» появилась в Сан-Франциско в 1921 г., когда её основатели – редактор Г.Г. Григорьев, а также сотрудники П. Мордус, Н. Кочергин, Н. Абрамов, И. Гайдо и Е. Шлыков – приобрели ручной пресс и основали свою типографию. Первоначально газета, созданная представителями дореволюционной эмиграции, выходила еженедельно и выступала за Советскую Россию [15, с. 90]. В дальнейшем она была продана американцу Ф. Кларку, по некоторым сведениям, бывшему сотруднику железнодорожной миссии США в Маньчжурии, ставшему редактором, а впоследствии и издателем «Русской жизни». В этот период во главе газеты в качестве редакторов также находились бывшие военные, в прошлом сражавшиеся в Первой мировой и Гражданской войнах – П.С. Красник (псевдоним Карелин) и Е.А. Никольский [4].

В 1937 г. либо, по другой версии, в 1938 г. Ф. Кларк из-за финансовых трудностей был вынужден продать издание П.П. Балакшину – известному в среде русской эмиграции журналисту, издателю и литератору [14, с. 167; 4]. Выпускавший ранее в Сан-Франциско еженедельную газету «Русские новости» он переименовал приобретённое издание в «Русские новости-жизнь» [2, с. 6 – 7]. На её страницах печатались многие замечательные русские литераторы-эмигранты – Н. Лаврова (Шапиро), Е. Грот, Т. Баженова, Н. Тэффи, М. Алданов, М. Осоргин, И. Бунин, А. Несмелов и др. [14, с. 169 — 170]. Журналист и исследователь И. Окунцов в 1930-е гг. в своём обзоре русской эмигрантской прессы в США называл издание Балакшина «единственной независимой демократической газетой» [8, с. 336].

5 декабря 1941 г. П. Балакшин из-за сложного финансового положения продал газету Русскому Центру в Сан-Франциско. Надо сказать, что правление Русского Центра в этот период нуждалось в собственном печатном органе для защиты от нападок сторонников коммунистов в США. О необходимости такой газеты первый председатель Центра генерал-майор А.Н. Вагин заявлял ещё в октябре 1941 г. на общем собрании членов Русского Центра. Данное предложение большинством было воспринято положительно, и в этот же день удалось собрать на эти цели 210 долларов пожертвований. В дальнейшем для выпуска газеты местные эмигрантские организации предложили Русскому Центру заём в 1300 долларов (ГАРФ. Ф. 10143. Оп. 44. Кат. 8. К. 296, 256).

Первый номер новой газеты, название которой вновь изменили на «Русскую жизнь», вышел 20 декабря 1941 г. под редакцией профессора Г.К. Гинса (ГАРФ. Ф. 10143. Оп. 44. Кат. 8. К. 296), известного многим как юрист, философ, публицист и активный участник белого движения на востоке России, являвшегося членом Совета министров при адмирале В.А. Колчаке [1, с. 131].

На страницах первого номера «Русская жизнь» опубликовала свои программные задачи, которых газета старалась придерживаться на протяжении последующих десятилетий: информировать эмигрантскую общественность о деятельности Русского Центра и освещать положение русской диаспоры в мире, способствовать развитию русских национальных организаций и помогать русскому народу в достижении национально-демократических целей, а также укреплять дружеские отношений между русским и американским народами (ГАРФ. Ф. 10143. Оп. 44. Кат. 8. К. 256).

По мнению А.Н. Вагина, уполномоченного от правления Русского Центра, руководившего в данный период деятельностью издания, ведущими политическими доктринами «Русской жизни» становились либерализм и неогуманизм. В целом «Русская жизнь», являвшаяся в это время детищем представителей первой волны русской эмиграции, покинувшей Россию в результате революции и Гражданской войны, позиционировала себя как издание внепартийное, русское национальное и антикоммунистическое (ГАРФ. Ф. 10143. Оп. 44. Кат. 8. К. 296, 256, 156).

15 июня 1942 г. газету инкорпорировали в независимую организацию Корпорация «Русская жизнь».  Отделение от Русского Центра объяснялось тем, что издание к этому времени превратилось в большое предприятие, требовавшее отдельного управления. Уже 1 августа было избрано первое правление Корпорации «Русская Жизнь» под председательством П.Ф. Теслюка. При этом Русский Центр продолжал оказывать газете материальную помощь, выделяя денежные средства в долговременный кредит, и существенно влиял на её деятельность [4]; (ГАРФ. Ф. 10143. Оп. 44. Кат. 8. К. 296, 297, 133; Кат. 10. К. 476, 477).

В период Второй мировой войны и после её завершения ряды сотрудников и читателей «Русской жизни» пополнились за счёт представителей второй волны русской эмиграции, прибывавших в США из стран Европы и Азии. Ещё находясь на других континентах, эти люди становились поклонниками американского русскоязычного издания [6, с. 17].

К примеру, журналист и общественный деятель С. Рождественский впервые познакомился с «Русской жизнью», находясь в 1947 г. в одном из лагерей для перемещённых лиц в Западной Германии. Он тут же написал письмо в редакцию в Сан-Франциско: «… Ваша газета здесь читается буквально до дыр, а некоторые статьи переписываются и в таком виде распространяются по глухим уголкам беженского рассеяния в Германии». В течение трёх лет Рождественский посылал в эту газету репортажи о жизни в Западной Германии, а оказавшись в 1950 г. в Сан-Франциско, устроился в редакцию «Русской жизни» в качестве журналиста и переводчика [11, с. 9].

После ухода Г.К. Гинса в 1942 г. и до конца 1970-х гг. в газете сменился ряд главных редакторов: В.С. Лукша (1943–1944), Н.П. Нечкин (1945), В.К. Новиков (1946), С.С.Чазов (1947, 1952–1953), П.И. Зайцев (1948–1951). Дольше всех на этом посту проработала талантливая журналистка и писательница А.И. Делианич (1954–1977), дочь контр-адмирала И.И. Степанова, эмигрировавшая в США в 1950 г. [12, с. 8; 1, с. 169]. В большинстве случаев сотрудники долго не задерживались на данной должности – настолько колоссальная нагрузка ложилась на плечи редактора. Дело в том, что газета «Русская жизнь», как и многие другие русские эмигрантские издания в США, на протяжении всей своей истории испытывала финансовые трудности и выходила во многом благодаря самоотдаче и огромной жертвенности людей, посвящавших себя этой деятельности.

Газету «Русская жизнь» её редакторы называли «общественной», подчёркивая, что издание не преследовало коммерческих целей, не получало государственных субсидий и содержалось по инициативе и при поддержке русской диаспоры. Помимо поступлений от подписки, рекламных объявлений, выполнения заказов собственной типографии, помощи Русского Центра и некоторых вкладов членов правления Корпорации, газета получала финансовую поддержку от русских общественных организаций. Чтобы сводить концы с концами, редакции приходилось также устраивать лотереи, балы и концерты, пожертвования с которых направлялись в фонд издательства [10, с. 21-22].

В связи со сложной финансовой обстановкой газета не могла себе позволить широкий штат сотрудников. В 1950 г. в редакции «Русской жизни» работало всего пять человек [11, с. 9]. В 1977 г. в этом издании, включая редакторскую контору, типографию, отделы печатников и экспедиторов, трудилось 18 сотрудников. Редактор Н.Н. Петлин, сменивший в 1977 г. А.И. Делианич, рассказывал обо всех сложностях, с которыми он столкнулся на данном посту, в своей статье в юбилейном номере «Русской жизни» в 1981 г. На протяжении нескольких лет после того, как газета была вынуждена отказаться от ряда специалистов, он не только работал редактором, но и одновременно выполнял обязанности переводчика, метранпажа, секретаря и администратора. «Русская жизнь» была не в состоянии использовать труд платных репортёров, большинство статей присылались в редакцию безвозмездно внештатными авторами [10, с. 21-22].

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. в период противостояния «холодной войны» настроения в среде русской эмиграции США были созвучны антикоммунистической волне, накрывшей американское общество. Ярко выраженные антисоветские идеи привнесли в русскую общину также представители второй волны эмиграции, советские беженцы, приехавшие в Америку в это время. Данные тенденции отражались на страницах русскоязычных газет и журналов. С конца 1940-х до 1980-х гг. большую часть эмигрантских изданий наполняли материалы негативного антикоммунистического характера.

Об изменении политического курса газеты и новых задачах, вставших перед ней, объявил 9 июля 1952 г. первый председатель Русского Центра А.Н. Вагин на годовом общем собрании членов Корпорации «Русская Жизнь». По его словам, если в 1941–1946 гг., когда СССР и США связывали союзнические отношения, издание не могло открыто выявить своей программы, то в наступившее время «крестового похода» против коммунизма газета должна была внимательней относиться к событиям в мире, чтобы давать соотечественникам и американским читателям больше материала для правильной оценки русского вопроса. Особый акцент следовало делать, по мнению Вагина, на освещении событий, происходивших в Советской России за «железным занавесом». При этом в газете необходимо было отражать мнения всех трёх направлений русской политической мысли: монархической, непредрешенческой и демократической (ГАРФ. Ф. 10143. Оп. 44. Кат. 10. К. 543).

С этого времени газета стала более политизированной: в 1952 г. (нередко в ущерб местным новостям) редакция разместила 320 статей, свыше 1600 информационных колонок и более 100 фельетонов на политические темы (ГАРФ. Ф. 10143. Оп. 44. Кат. 10. К. 600).

В то же время «Русская жизнь» не раз говорила в публикациях о поддержке принципов Конституции США и о своей лояльности по отношению к американскому правительству [15, с. 90]. Газета поддерживала связи с различными правительственными американскими организациями и принимала участие в формировании и распространении пропагандистских материалов против СССР.

Один из председателей правления Корпорации «Русская Жизнь» А.С. Лукашкин важным достижением в работе организации и редакции в 1952 г. считал налаживание сотрудничества с отделом международной информации Гос. департамента США в его кампании «правды об Америке». Издание взаимодействовало с правительственной радиостанцией «Голос Америки», которая использовала антикоммунистические статьи «Русской жизни» в своих передачах (ГАРФ. Ф. 10143. Оп. 44. Кат. 10. К. 599). В 1952 г. газета сотрудничала с Американским комитетом освобождения народов России (важным органом антисоветской пропаганды американского правительства), вместе с ним выступая за объединение разрозненных антикоммунистических сил русской эмиграции (ГАРФ. Ф. 10143. Оп. 44. Кат. 10. К. 639).

Со второй половины 1950-х гг., когда стало очевидно, что американское правительство взяло курс на национальное раздробление и уничтожение России как потенциального конкурента США, большинство русских эмигрантских организаций и периодических изданий отказались от идеи сотрудничества с Американским комитетом и начали борьбу с русофобией. Газета «Русская жизнь» в этот период также выступала против идей отождествления русской нации с коммунизмом, а России – с Советским Союзом. Пиком этого противостояния стал 1959 г., когда правительство США приняло «Закон о порабощённых нациях». С 1970-х гг. «Русская жизнь» регулярно освещала деятельность Конгресса русских американцев, защищавшего интересы этнических русских от русофобии [5, с. 132].

Русскоязычные зарубежные издания в большинстве своём отличались тесной взаимосвязью с читателями и высокой степенью активности, участвуя в решениях важных политических и социальных вопросов своего времени. Не случайно председатель Русского Центра А.Н. Вагин называл газету «Русская жизнь» «русским общественным форумом» [6, с. 17]. Сотрудники издания занимались благотворительностью и старались оказать помощь соотечественникам, обращавшимся в редакцию в трудную минуту.

Ещё предшественница «Русской жизни» газета «Русские новости-жизнь» в 1930–1940-е гг. участвовала в организации благотворительных мероприятий в Сан-Франциско в пользу русского Шанхая [14, с. 169 – 170]. После Второй мировой войны практически все русские эмигрантские СМИ в США призывали на своих страницах оказывать помощь так называемым перемещённым лицам или «ди пи» (от англ. displaced persons – «d.p.») – сотням тысяч соотечественников, которые не могли вернуться на родину и оказались в лагерях, разбросанных в Европе и Азии.

В 1949–1953 гг. издание давало подробную информацию о ситуации в лагере русских беженцев из Китая на острове Тубабао (Филиппины) [3, с. 21]. Редакция вместе с правлением Корпорации «Русская жизнь» закупали вещи, продукты и медикаменты, собирали пожертвования, которые затем отправляли «тубабаовцам» и беженцам «ди пи» в Германию и Австрию [9, с. 20; 6, с. 17]. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. «Русская жизнь» проводила кампанию среди читателей по сбору так называемых «аффидэвитов» (англ. affidavit – «поручительство») – особых письменных заявлений от эмигрантов с гражданством, необходимых для получения беженцами въездных виз в США (ГАРФ. Ф. 10143. Оп. 44. Кат. 8. К. 347). Эта деятельность дала возможность многим русским, находившимся в Европе или на Филиппинах, приехать в США.

Газета на протяжении всей своей истории оказывала помощь по сбору средств различным эмигрантским организациям. В частности, сотрудничала с Обществом помощи русским детям за рубежом, Комитетом помощи русским военным инвалидам зарубежья, поддерживала Толстовский фонд и т.д. (ГАРФ. Ф. 10143. Оп. 44. Кат. 9. К. 51, 266; Кат. 8. К. 174).

Выдержав все испытания, выпавшие на её долю, «Русская жизнь» продолжает издаваться и сегодня в Сан-Франциско под редакцией В. Н. Беляева [4].

Периодическая печать, несомненно, сыграла значительную роль в жизни русской диаспоры в США. Зарубежные эмигрантские издания в Америке, в том числе газета «Русская жизнь», способствовали сохранению и распространению традиций русской культуры. В 1920–1970-е гг. они публиковали на своих страницах произведения отечественных классиков, а также современных эмигрантских авторов, позволяя представителям интеллигенции продолжать творческую и культурную деятельность за пределами родины. «Русская жизнь» помогала адаптироваться эмигрантам в новой среде, способствовала консолидации русской диаспоры. 

Газета информировала эмигрантскую общественность обо всех событиях в мире Русского Зарубежья и на международной арене, при этом особое внимание уделяла политическим и социально-экономическим процессам в СССР. В период «холодной войны» издания русской эмиграции нередко использовались политиками США в ходе идеологической борьбы против Советского Союза. Эмигрантские СМИ, настроенные антикоммунистически, в том числе и газета «Русская жизнь», в определённой степени способствовали формированию негативного образа СССР в среде русской эмиграции. 

В то же время во многом благодаря периодическим изданиям русская диаспора занимала активную жизненную позицию по ключевым вопросам современности. Так, газета «Русская жизнь» на своих страницах открыто боролась с русофобией и выступала против «Закона о порабощённых нациях». Находясь в тесной взаимосвязи с читательской аудиторией, она оказывала помощь соотечественникам, попавшим в беду, объединяя усилия с десятками эмигрантских благотворительных организаций.
 

Список литературы

1. Александров Е.А. Русские в Северной Америке: Биографический словарь / под редакцией К.М. Александрова, А.В. Терещука. Хэмден – Сан-Франциско – Санкт-Петербург: ОАО Издат.-полиграф. предприятие «Искусство России», 2005. 599 с.

2. Балакшин П. Дела газетные // Русская жизнь. Сан-Франциско. 1981. 22 авг. № 9656. С. 6 – 7.

3. Бологов К.Г. Десять лет// Русская жизнь. Сан-Франциско. 1981. 22 авг. № 9656. С. 21`

4. Градова З. К истории газеты «Русская жизнь»// Новый журнал. Нью-Йорк. 2012. Июнь. № 267. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newreviewinc.com/зоя-градова-–-к-истории-газеты-«русская-жизнь»/(Дата обращения: 05.03.2013 г.).

5. Литвинова Г. Русские американцы// Наш современник. 1992. № 12. С. 123–134

6. Лукашкин А.С. Pro doma sua// Русская жизнь. Сан-Франциско. 1981. 22 авг. № 9656. С. 17

7. Нитобург Э.Л. Русские в США: история и судьбы, 1870–1970:  Этноисторический очерк. М.: Наука, 2005. 421 с.

8. Окунцов И.К. Русская эмиграция в Северной и Южной Америке. Буэнос-Айрес: Сеятель, 1967. 423 с.

9. Павлов С. Как рождается газета… // Русская жизнь. Сан-Франциско. 1981. 22 авг. № 9656. C. 20

10. Петлин Н. Последние пять лет // Русская жизнь. Сан-Франциско. 1981. 22 авг. № 9656. С. 21 – 22.

11. Рождественский С. Первые встречи// Русская жизнь. Сан-Франциско. 1981. 22 авг. № 9656. С. 9

12. Список редакторов «Русской жизни» с фотографиями// Русская жизнь. Сан-Франциско. 1981. 22 авг. № 9656. С. 8

13. Хисамутдинов А.А. В Новом Свете или история русской диаспоры на тихоокеанском побережье Северной Америки и Гавайских островах.  Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. 324 с.

14. Хисамутдинов А.А. После продажи Аляски: Русские на Тихоокеанском побережье Северной Америки (1867–1980-е гг.): материалы к энциклопедии. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. 264 с.

15. Хисамутдинов А.А. Русские страницы Сан-Франциско// США. Канада: Экономика. Политика. Культура. 2006. Июль. №7 (439). С. 73–92