Выставка «Память о войне: предметный разговор» в музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева: о концепции и реализации проекта

Опубликовано на сайте на сайте Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского в сборнике материалов Областной научно-практической конференции «Новиковские чтения», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941–1945) и 75-летию окончания Второй мировой войны, 2020 год.

Вера Вячеславовна КАВЕЦКАЯ
начальник отдела исследований
Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева


Одним из приоритетных направлений деятельности всех культурных институций в 2020 году год стала актуализация памяти о Великой Отечественной войне. Музеи, как хранители исторической и социокультурной памяти, обладающие наибольшими репрезентативными возможностями, решали эту задачу, несмотря на ограничительные условия и карантинные меры, вызванные пандемией, прежде всего, экспозиционным методом.

В Музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева в юбилейный год были реализованы два проекта, посвященные 75-летию Победы: начал работу сайт «Военные письма» и открылась выставка «Память о войне: предметный разговор». Основные размышления, которые легли в основу концепции выставки, были связаны с осмыслением судьбоносного для всего мира события, практик его актуализации и репрезентации, которых за 75 лет накопилось большое количество, и их действенности в современных условиях.

Память о Великой Отечественной войне (далее — ВОВ) принадлежит к числу наиболее устойчивых и значимых факторов, определяющих базовые ментальные ценности и смысловые ориентиры граждан России. Концепция выставки основывалась и на значимости события, и на факторах, влияющих на его восприятие.

Особенность современной ситуации в том, что со времени окончания войны сменилось три послевоенных поколения (по меркам социологов: 75/25 лет = 3). В силу естественных причин практически не остается в живых её подлинных свидетелей. Недолговечная коммуникативная память, покоящаяся на личностных воспоминаниях, через 80–100 лет (3–4 поколения) уступает место историко-культурной памяти. Поэтому Память войны, хранимая и транслируемая её непосредственными участниками, постепенно трансформируется в Память о войне, которую призваны сохранять культурные институции: музеи, архивы, библиотеки. Они обладают подлинными артефактами той эпохи, способными говорить о ней от первого лица, как «очевидцы и участники» боев и «труженики» тыла.

Индивидуальная память о войне складывается у каждого человека на основании социального взаимодействия и общения с её непосредственными участниками — ветеранами. В ментальном и духовном пространстве россиян, отстоящих от войны на 75 лет, живет много разносторонних и порой противоречивых сведений о войне и чувств к ней. И, безусловно, в первую очередь с вопросами хочется обратиться к очевидцам, но возможность поговорить с людьми, пережившими ту войну, практически исчезает. Слишком мало их осталось.

Современный музей как «место памяти» призван не только хранить и интерпретировать ценные для общества артефакты, но и предоставлять своим посетителям возможности для самостоятельной реактуализации исторического наследия. Музейные предметы способны рассказать о самых разных сторонах, масштабах и обличиях войны, о самых разных видах борьбы, которая шла и на фронте, и за линией фронта, и в концлагерях, и в блокаде, и в глубоком тылу. Поэтому наиболее значимым местом приобщения к памяти о ВОВ поколений, которые своих воспоминаний о войне не имеют, формирования у них пост-памяти, являются музейные экспозиции.

Учитывая закономерную тенденцию трансформации «памяти войны» в «память о войне», наша экспозиция ставила целью обращение людей к культурной памяти о ВОВ. Формирование такой памяти возможно только через наследование знания и чувствования войны, через данные самому себе ответы на вопросы: О ком/чём помнить? Что, Как и Кому помнить?

Название выставки «Память о войне: предметный разговор» ясно давало понять, что речь пойдет о культурной памяти через общение с настоящими «участниками» событий — подлинными музейными экспонатами.

Структура выставки состояла из 4 залов: 1 — «Память войны: в масштабах мира и человека»; 2 — «Память войны: в масштабах страны и региона»; 3 — «Память о местах памяти», 4 — «Память о войне». В экспозиции каждого зала дискурсивно совмещалась «большая» и «малая» память о ВОВ. Необъятный хронотоп (время и пространство) военного противостояния в целом, запечатленный в ключевых событиях, о которых знает каждый человек в нашей стране: оборона Брестской крепости; битвы за Москву; за Сталинград; защита Ленинграда; партизанская война; противоборство узников концлагерей. И «малая» память о войне в формате личных историй её участников, связанных с разными местами и событиями войны.

На выставке представлено 295 подлинных экспонатов, а также копии музейных предметов, размещенные на стенах: 22 плаката, 6 фотографий и более 30 писем бойцов, адресованных одной из героинь выставки.

Экспозиция двух первых залов раскрывала тему «Память войны». Война как противоборство в её различных обобщенных формах была показана музейными комплексами конкретных людей — участников величайших битв, так или иначе связанных с историей нашего региона: либо родились в Приморье, либо ушли отсюда на фронт, либо жили здесь после войны.

В ходе реализации проект наполнялся новыми смыслами во взаимодействии с культурной памятью. Так, раздел «Битвы на фронтах» зала 1 виделся первоначально традиционно, как противостояние противников. Но в процессе предварительной раскладки предметов и монтажа проявился новый взгляд на фронтовую реальность, которая не только разделяла, но и соединяла врагов общим пространством и общими заботами. Экспонаты раскрывают не только различия в техническом оснащении, вооружении и амуниции немецкой и российской армии, но и то, что было единым для солдат на войне по обе стороны фронта. Жажда жизни, мысли о доме, о близких и родных, воспоминания о мирной жизни, потребность адаптации к военным условиям, культурный обмен, желание скорейшего конца войны.

Логическим завершением экспозиции зала 1 стала композиция из трёх летних женских платьев производства 1944–45 годов на фоне военных плакатов как символ Победной Весны 1945 года. Победы Мира. Мира для всех.

Экспонаты второго зала рассказывают о вкладе Приморья в достижение Победы в трёх направлениях:

  • Участие приморцев в боях на фронтах раскрыли персональные комплексы писем, документов, вещей: уроженки Приморья — Лиды Медведевой, погибшей в лагере для военнопленных; Петра Борисова — сотрудника НКВД; Ивана Лоскутова — прототипа героя поэмы Константина Симонова «Сын Артиллериста», которую знал каждый школьник СССР.
  • Работа военных предприятий и тыла по обеспечению фронта представлена в форме таблицы, показавшей переключение всех предприятий края на выпуск военной продукции. И комплекс Агнии Трояновой, дававшей три суточных нормы продукции в день.
  • Инициативы населения, направленные на помощь фронту, отражены комплексом Раи Коровайко, организовавшей сбор средств на постройку самолета и танковой колонны «Приморский комсомолец», построенной и укомплектованной жителями края. Фронт и Тыл — две стороны единой жизни страны — хорошо представил комплекс материалов о поездке приморской делегации на Ленинградский фронт в 1942 году.

Тема следующих двух залов «Память о войне» раскрывалась артефактами, отражающими образы ВОВ по мере её постепенного ухода из живой Памяти в Историю (памятные места, картины и иные визуальные и художественные образы, книги, фильмы). В пространстве небольшого эркерного зала освещалась тема «Память о местах памяти» через рассказ о мемориалах ВОВ в пространстве города и края. Горсти земли с мест ключевых сражений (Бресткая крепость, Москва и Сталинград) в витрине в центре зала символизировали сплав «большой» и «малой» родины, которые были неразделимы в сознании людей военной поры.

Завершающая экспозицию тема зала 4 «Память образов» должна была раскрываться через художественные форматы (картины, скульптура, памятные медали, значки, книги, фильмы). Культурная память всегда доносит нам факты как часть истории: увиденное облекается в слова, пережитое перерабатывается в рассказ, прочувствованное становится памятником, событие визуализируется и экранизируется. Здесь также предполагалось затронуть и современные форматы реактуализации памяти ВОВ: транслировать в видеопанели не только нарезки из фильмов о войне разных лет, но и современные социальные формы жизни памяти о ВОВ, такие как акция «Бессмертный полк».

Однако в процессе работы над экспозицией завершающий зал сделали лаконичным и сосредоточили внимание посетителей на одном виде меморий — памятных медалях, монетах, настольных памятных знаках, посвященных послевоенным победным юбилейным датам. Кроме того, коррективы в реализацию проекта внесла сама жизнь.

В апреле 2020 года на 107 году скончался последний фронтовик, проживавший во Владивостоке, — Ефим (Хаим) Моисеевич Гольдберг, старейший в Приморье ветеран ВОВ и арктических походов, поэт и общественный деятель. По предложению директора музея в зал 4 был добавлен раздел, посвященный этому человеку. И экспозиция обрела достойное завершение — символ передачи эстафеты памяти уходящими в вечность участниками военных событий культурным артефактам — молчаливым свидетелям военного времени.

Таким образом, концептуальная идея нашла свое воплощение в экспозиции через ряд преобразований в процессе реализации проекта. Практика показала, что в силу своей подлинности музейные предметы даруют не только посетителю, но и самим создателям выставки, возможность глубже познать и унаследовать непридуманную память о войне.