Профессоры из Японии исследуют экспонаты Музея
Приморский музей имени В.К. Арсеньева посетили учёные из японского университета Канадзава Гакуин. Целью их визита стал осмотр экспонатов, связанных с одним из основателей Золотой Империи — чжурчжэньским князем Эсыкуем. В экспозиции Главного корпуса Музея представлен его погребальный комплекс.
Японские профессоры Кодзима Ёситака и Такаси Гакухари, изучающие останки древних животных Восточной Азии, приехали для исследования лошадиного черепа, который хранится фондах Приморского музея. История этой находки берёт начало в конце XIX века, когда первый председатель Общества изучения Амурского края Фёдор Буссе занимался спасением древностей Уссурийского края. В 1893 году во время раскопок гробницы чжурчжэньского князя Эсыкуя среди иных предметов были обнаружены кости животных. До наших дней дошёл череп одного из них. Несмотря на 9 веков и агрессивность приморских почв, он достаточно хорошо сохранился. Учёные из университета Канадзава Гакуин взяли образец костной ткани животного, что позволит провести ряд анализов.
Максим Якупов, сотрудник Приморского музея имени В.К. Арсеньева, археолог:
«Ещё в 90-е годы для получения информации из черепа пришлось бы пожертвовать как минимум его половиной. Но наука не стоит на месте, и в наши дни для исследования требуется всего около одного грамма образца. Сами анализы безумно дорогие, стоят многие тысячи долларов. По счастливой случайности, во Владивосток приехали японские специалисты. Мы попросили коллег осмотреть череп в надежде, что из него удастся извлечь полезную информацию».
При визуальном осмотре было определено, что череп принадлежит не лошади, а коню возрастом 7-9 лет. На передних зубах сохранились следы от удил, и это свидетельствует о том, что животное было не жертвенным, а боевым. Учёные смогут выделить ДНК коня и определить его породу. Считается, что в средние века в нашем регионе могли использоваться китайская и монгольская лошади. Но в восточных хрониках упоминается местная, шуайбиньская порода, прославленная со времён царства Бохай. Таких лошадей бохайцы и чжуржэни разводили как для себя, так и для экспорта в Японию и Китай.
Максим Якупов, сотрудник Приморского музея имени В.К. Арсеньева, археолог:
«Будет сенсацией, если наш конь окажется летописным шуайбиньцем. Также анализ поможет установить и то, чем питалось животное. В древнем Китае лошадей кормили просом, а монгольская порода как самая неприхотливая находились на подножном корму. Могла быть и смешанная диета. Кроме того, будет проведён анализ стабильных изотопов стронция, отложившихся в костных тканях черепа. Эти изотопы содержатся в почве, откуда попадают в растения, а затем — в организмы животных. Количество изотопов в земле зависит от геологических особенностей местности. Такое же соотношение изотопов стронция должно быть и в зубах тех, кто поедает растения в данном районе и редко покидает его. А если соотношение изотопов иное – значит, исследуемое животное пришло сюда из других краёв. Эта информация может быть использована для изучения перемещений коня и его владельца».
Результаты экспертизы станут известны уже этой осенью. Далее планируется исследование останков вымерших животных ледникового периода из Пещеры Географического Общества.