Виртуальная выставка «Лики города»
На сайте Музея истории Дальнего Востока работает выставка, показывающая Владивосток через картины местных художников. Виртуальный проект «Лики города» — это возможность всем желающим познакомиться с произведениями изобразительного искусства, которые отражают город в уникальном преломлении авторского видения.
В художественной коллекции Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева хранится более 200 произведений живописи и графики, посвящённых столице Приморья, и сегодня они становятся доступны широкой аудитории. Этот массив позволяет говорить о разнообразии техник и приёмов, широте образов, стремлении авторов запечатлеть неповторимое лицо города, трансформации натурного подхода в символическое видение.
Первое отображение Владивостока в искусстве относится к 1920-м годам. Но истинный расцвет тема города в живописи и графике получила во 2-й половине ХХ века, когда город начинает расти, строиться, меняться, приобретая современный урбанистический облик. Художественные произведения этого времени относятся к классическому жанру городского пейзажа за редким исключением (к примеру, Б.Ф. Лобас использует узнаваемые виды города в качестве фона, чтобы более выразительно представить портреты людей, внёсших вклад в развитие территории). Авторы пишут конкретные уголки города, улицы, площади, объекты (памятники, цеха и так далее), что отражено в названиях картин. К концу 1980-х годов эта топографическая точность сменилась попытками создать визуальный миф, хотя и имеющий узнаваемые очертания, но всё же фиксирующий не столько город, сколько индивидуальные представления о нём конкретного автора. Оставленное наследие 1950–1970-х годов чрезвычайно ценно именно точным воспроизведением реальных черт города: оно позволяет живо воссоздать многие места, которые сегодня изменились до неузнаваемости.
Содержание выставки «Лики города»:
Стремление запечатлеть образ старого города видно в графических листах М.В. Филиппова (1926–1979), единственного художника, работавшего на тот момент в технике ксилографии. Будущий художник родился в 1926 году в селе Андреевка Куйбышевской области в крестьянской семье. В 1942 году поступил в Свердловское художественное училище, в 1943 году был призван в армию, воевал на 1-м украинском фронте. В ноябре 1945-го после возвращения домой продолжил учёбу в училище, в 1950–1956 годах учился в Государственном институте художеств Эстонской ССР. В 1957 году приехал во Владивосток, работал художественным редактором Приморского краевого издательства. Графические листы «Владивосток. Улица Пушкинская» и «Владивосток. Памятник Лазо» относятся к серии, посвящённой городу.
На первом из них запечатлены старые дома, каменной кладки подпорные стены, часть сопки с зелёным покровом. Строительный кран, свидетельство скорых перемен в облике города, смотрится незначительной деталью в верхнем углу листа. Очевидно желание уловить настроение Пушкинской, подчеркнуть неспешность и тишину улицы: пара прохожих, изображённых в виде стаффажных фигур, теряется на фоне уходящей ввысь сопки.
На втором листе изображён памятник герою Гражданской войны Сергею Лазо авторства скульптора Л. Писаревского, открытый в 1945 году в сквере между улицами Петра Великого (до 1992 года — улица 1 Мая) и Лазо. Художник не столько воспроизводит фигуру, отлитую из бронзы в полный рост, сколько воссоздает ещё один фрагмент города.
Виктор Иосифович Герасименко (1924–1991) закончил Владивостокское художественное училище в 1949 году (первый выпуск). Практически сразу после окончания училища В.Ф. Герасименко начал участвовать в выставочной деятельности, много и плодотворно работал. Одной из излюбленных техник художника стала линогравюра, а одной из главных тем — Владивосток. В коллекции музея есть три графических листа, относящихся к раннему периоду творчества, в которых просматривается свобода и хорошее владение техникой.
В работе «Улица Владивостока» на переднем плане изображён фрагмент города, на заднем — море и сопки. На первый взгляд типичный мотив, — Владивосток на фоне залива и сопок часто встречается в произведениях тех лет, — проникнут особым чувством автора, влюблённого в свой город. У Герасименко он как бы приподнят над обыденностью.
Это ощущение усиливается в работе «К празднику». Выбран сюжет, привычный для советских лет: с машины, движущейся вдоль трамвайных путей, рабочие развешивают флаги. Но то, как реализован этот сюжет, говорит романтической трактовке, характерной для того времени: предчувствие праздника подчёркивается тем, что вся сцена залита солнечными лучами, и сам солнечный диск, включённый в композицию, является символом созидательной энергии.
Борис Фёдорович Лобас (1929–1989) родился в деревне Крым Шкотовского района Приморского края. В 1944–1949 годах учился во Владивостокском художественном училище (первый выпуск, преподаватели В.В. Безродный, С.П. Ясенков). После училища в 1949–1953 годах продолжил образование в Московском педагогическом институте имени Потёмкина (художественно-графический факультет, преподаватели П.П. Шмелев, Н.И. Финогенов, Т.Г. Гапоненко). После окончания института был направлен педагогом по классу рисунка, живописи, композиции и истории искусств во Владивостокское художественное училище.
Основные темы в творчестве Б.Ф. Лобаса — Владивосток, Дальний Восток, по которому он много путешествовал, жизнь моряков-тихоокеанцев, рыбаков. В 1960-х годах он участвовал в серьёзных выставках в Москве: «На стендах журнала «Юность» (1963), «Советской армии и флоту» (1963), «На страже мира» (1963). В 1972 году принял участие во Всероссийской выставке эстампа в Ленинграде. Это позволяет говорить о профессиональных качествах его работ, ведь практикой советских лет был строгий предварительный отбор на выставки подобного уровня.
Ещё студентом Владивостокского художественного училища, которое он окончил с отличием, Лобас решил писать историю родного города. Тема эта оставалась с ним и в Москве, поэтому художник попросил распределение во Владивосток, чем всех очень удивил — его оставляли в столице.
Творчество Б.Ф. Лобаса представлено в коллекции музея графическими листами в техниках офорта, сухой иглы, литографии и живописью. Работы «Вокзал», «Вокзальная площадь», «Бухта Золотой Рог», «Салют Победы», «Океанская. Санаторий», «У памятника Варягу», «У памятника Г.И. Невельскому», акварельные и темперные работы «Улица Ленинская», «Набережная», «Угол 25 Октября и Колхозной», «Миллионка», «Здание Дальневосточного политехнического института» посвящены Владивостоку.
Художник разрабатывает мотив города, изображая памятники, архитектурные объекты, фрагменты городского ландшафта. Так, владивостокский вокзал, здание, обладающее уникальным архитектурным обликом, изображён зимой, с заснеженной крышей. На переднем плане — ажурная металлическая ограда сквера, прилегающего к вокзальной площади, рисунок которой контрастирует со снегом. Зрителю передаётся тонко найденное состояние холодного зимнего дня.
В листах «Бухта Золотой Рог» (изображена освещённая солнцем бухта) и «Салют Победы» (фейерверк салюта взмывает над Памятником борцам за власть Советам на Дальнем Востоке) очевидно стремление автора предать эффекты освещения. В остальных листах Б.Ф. Лобас запечатлевает конкретное место, создавая не только художественный портрет города, но подчёркивая его значимость. Так, в листе «У памятника «Варягу» изображены воины-тихоокеанцы, отдающие дань памяти подвигу русских моряков.
Историческая линия разрабатывалась в работах, посвящённых периоду освоения территории. В графическом листе «Пароход Москва в бухте Золотой Рог» изображено конкретное судно — товаро-пассажирский пароход Добровольного флота, перевозивший людей, казённые и частные грузы. Оно вписано в символическую раму, внизу которой находится надпись «Владивосток» с указанием сторон света, вверху — «Москва» 1880–1980», справа и слева — животные и растения Уссурийской тайги и люди, освоившие эти земли. Такой приём обусловил некую повествовательность, отсылающую зрителя к истории края.
Обращением к истории можно считать и серию портретов, посвящённых известным владивостокским личностям: «А.Д. Старцев», «Н.Н. Муравьёв-Амурский», «Яков Семёнов». Они изображены на фоне городского ландшафта, имеющего узнаваемые детали.
Иван Васильевич Рыбачук (1921–2008) относится к числу тех, кто внёс огромный вклад в художественное освоение Дальнего Востока. В 1929 году семья Рыбачуков приехала в Амурскую область. Иван Васильевич учился в Благовещенском педагогическом техникуме, а затем — во Владивостокском художественном училище. После окончания училища он пришёл в школу № 1 преподавать черчение и рисование.
Тема Владивостока не была основной в его творчестве. Вместе с тем, на протяжении жизни И.В. Рыбачук писал небольшие этюды и создал несколько масштабных полотен (к примеру, «Корабли космоса») в жанре городского пейзажа.
В коллекции Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева хранятся ранние работы Рыбачука (конец 1940-х годов). Это городские зарисовки «Семёновский ковш», «Вид на Владивосток со стороны стадиона «Динамо», «Владивосток. 1-я школа», в которых художник фиксирует состояние, ищет ракурс. Небольшие по формату, они отличаются сдержанной цветовой гаммой, живописной тонкостью, владением разработки тональных отношений, неброским мотивом, вниманием к деталям конкретно выбранного места.
Ближе познакомиться с творчеством Ивана Васильевича можно на выставке «Иван Рыбачук. Призвание — Дальний Восток», которая работает в Главном корпусе Музея истории Дальнего Востока (ул. Светланская, 20).
Над виртуальным выставочным проектом работали:
Ольга Зотова, старший научный сотрудник
отдела исследований, кандидат искусствоведения;
Вера Кавецкая, начальник отдела исследований
Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.