Виртуальная выставка «Город капитана Куянцева»

30 июня 2021

Героем художественной выставки из цикла «Лики города» стал Павел Павлович Куянцев. Он известен не только во Владивостоке, но и далеко за его пределами как капитан и художник, оставивший сотни замечательных акварельных листов, на которых запечатлены море, суда, город, в котором он родился и жил, порт, из которого отправлялся в рейсы. На сайте Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева представлено 30 его работ, отразивших владивостокские пейзажи и архитектуру.

Павел Куянцев родился в 1912 году. Его отец был моряком, ходил в рейсы на иностранных судах, зафрахтованных Добровольным флотом, приобрел большой опыт кочевой морской жизни. Отец не хотел, чтобы Павел пошел по его стопам, но уже в раннем возрасте будущий капитан решил, что станет моряком, и в 1927 году он поступил в морской техникум на штурмана. Морскую службу начал юнгой, был помощником кочегара на пароходе «Астрахань», служил матросом, а позже — старшиной катера, буксировавшего корейские шаланды вдоль побережья. В 1935 году штурманом ушел в дальнее плавание, и через три года, в 26 лет, стал капитаном теплохода «А. Андреев». В морской биографии Павла Куянцева есть и военные эпизоды: он ходил на пароходе «Дальстрой» в США и Канаду и участвовал в десантных операциях в Корее и на Сахалине, а также  послевоенные рейсы в Антарктиду.

С раннего же возраста у Куянцева проснулась тяга к рисованию: маленький Павел любил рисовать с натуры, внимательно наблюдая за нюансами окружающего мира. Впоследствии эта его привычка вылилась в тонких по цвету акварельных листах, с точно запечатленными деталями корпусов судов, архитектурных объектов, характеристиками моря. На выставках он признавался, что всю жизнь колебался, какому из двух призваний посвятить себя, да так и проплавал 45 лет: плавал и писал. Те, кто знал Павла Павловича лично, запомнили его как человека с альбомом, который без устали рисовал.

Павел Павлович Куянцев, капитан дальнего плавания Дальневосточного морского пароходства. Фото Н.А. Назарова.

Павел Павлович, говоря о своем увлечении, неизменно упоминал, что первую серьезную поддержку получил от Николая Максимовича Штукенберга, художника-капитана, получившего профессиональное образование в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он доброжелательно оценил все, что показал ему Куянцев при встрече, и ещё раз сказал о ценности натурного подхода: «пишите с натуры, учитесь у природы». С тех пор Куянцев рисовал и стремился делать выставки после каждого дальнего плавания, за время которого он успевал создать сотни листов.

В Музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева хранится более 300 акварелей Павла Куянцева. Они выполнены в разных жанрах: морской пейзаж, портрет, натюрморт, зарисовки береговой черты. Павел Павлович писал не только цветом — он также выполнил большое количество изящных акварелей-гризайлей, выдающих тонкую, поэтичную натуру автора. Особую ценность представляют акварели, в которых запечатлен Владивосток и объекты Владивостокской крепости. В свое время Пётр Осичанский, капитан дальнего плавания, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, написал о Куянцеве в связи с выходом в свет его книги «Я бы снова выбрал море»:

«…беру на себя смелость утверждать, что капитан Куянцев — великий капитан, яркий художник, самобытный писатель. Прочитайте книгу, которую вы держите в руках, и убедитесь в этом…Эта книга написана не профессиональным писателем: Павел Павлович много повидал, много размышлял о пережитом и, лишь разменяв девятый десяток, решился рассказать обо всем, что его волновало. Кратко и точно. Просто и правдиво. Всё опубликованное здесь было напечатано на страницах газеты «Дальневосточный моряк« в середине 90-х годов. То есть изначально Павел Павлович не замахивался на книгу, а просто писал короткие заметки и относил их в редакцию».

Точно также Куянцев не замахивался и на большую живопись. Он писал художественный дневник, который сегодня имеет большую ценность в связи с тем, что в нём запечатлён город в его неповторимом и меняющемся с годами облике. Благодаря выбранной автором технике Владивосток предстаёт лёгким, светлым, продуваемым ветрами городом, который взрослел и рос вместе с самим Куянцевым. Многих городских сегодня уже нет, и остались они только в акварелях художника-капитана.

П.П. Куянцев. Старый дворик. Бывшая Миллионка. 1972. Бумага, акварель. 19х27.5

П.П. Куянцев. Владивостокский дворик. 1981. Бумага, акварель. 18.5х30

Миллионка — китайский квартал, в котором в конце XIX века проживали китайцы. Находился в границах Семёновского базара и Амурского залива с запада, улицы Светланской — с юга, улицы Алеутской — с востока, улицы Последней (нынешней Уткинской) — с севера. Колоритный и многократно описанный район города был популярен у художников разных поколений. Куянцев пишет старые дома с печными трубами и деревянными лестницами, ведущими на второй этаж. Элементы, характерные для строений того времени, отличают их от современного дома на заднем плане на одном из листов. Сегодня Миллионка стремительно реконструируется, утрачивая уникальный ландшафт. До настоящего времени деревянные лестницы, кровли, да и сами дворы почти не сохранились.

Не сохранился и Семёновский ковш (Семёновская гавань, названная в честь купца Якова Семенова) в том виде, в котором изобразил его художник: именно сюда китайские джонки и шаланды привозили свежий товар на большой рыбный рынок. На Миллионке находилась и популярная баня грека Герасима Антипаса, сохранившаяся до наших дней, которая в советский период была известна как баня на Колхозной. Баня Антипаса считалась центром досуга, где можно было не только помыться, но и полюбоваться восточными танцами. Её называли «Дом с лирой», поскольку фасад дома украшало изображение лиры.

П.П. Куянцев. Владивосток. Старая баня на Колхозной. 1973. Бумага, акварель. 24.2х36.8

П.П. Куянцев. Владивосток. Семёновская Гавань в 1926 году. 1973. Бумага, акварель. 28.7х44.4

Мыс Эгершельд был назван в честь капитана 2 ранга Густава Эгершельда. Он командовал корветом «Гридень», который в 1860 году несколько месяцев стоял в бухте Золотой Рог и снабжавших посты Южно-Уссурийского края. Сегодня на мысу располагается торговый порт, и силуэты портовых кранов давно и прочно стали составляющей ландшафта этого района города.

П.П. Куянцев. Суда у Мыса Эгершельд. 1958. Бумага, акварель. 20х28

П.П. Куянцев. В порту. 1974. Бумага, акварель. 20.5х36

Долгое время районы, расположенные за Первой речкой, не были заселены. В 1930-х здесь существовали два поселка для вербованных, соединенных с городом обычной грунтовой дорогой. До 1950-х годов на месте проспекта 100-летия Владивостока находилась улица Областная, которая была застроена одноэтажными деревянными домами. Район, который горожане сегодня знают как «Столетие», раньше называли Северо-Западом, а до этого он носил выразительное имя «капустное поле». Расти проспект начал после приезда во Владивосток в 1959 году первого секретарем ЦК КПСС Никиты Хрущева. Массовое строительство типовых пятиэтажек сформировало современный облик этого места.

П.П. Куянцев. Первые дома на проспекте 100-летия Владивостока. 1960. Бумага, акварель. 22х23

Внимание Павла Куянцева привлекает и расположенный недалеко от Столетия район Моргородка. Своё название он получил от небольшого поселка, где в 1950-е годы строились дома для работников Дальневосточного морского пароходства. Некоторые из этих домов можно и сегодня увидеть на улице Нахимова. П. Куянцев пишет разные виды Моргородка, в том числе ту часть, которая находится у самой воды — позже здесь будет построено здание для школы олимпийского резерва.

П.П. Куянцев. Район к югу от стадиона в Моргородке. 1959. Бумага, акварель. 19х29

П.П. Куянцев. Владивосток. Морской городок. 1972. Бумага, акварель. 28.8х43.5

П.П. Куянцев. Нефтяная гавань у 1-й Речки. 1973.  Бумага, акварель. 20х34

Пирсы для танкеров были построены в 1890-х годах, когда владивостокский предприниматель Иоганн Лангелитье приобрел участок земли возле устья Первой речки и установил цистерну для керосина. В советское время здесь разместилась большая нефтебаза.

П.П. Куянцев. Остатки Корейской слободы.1973. Бумага, акварель. 20.5х36

Корейцы появились в Приморском крае после 1869 года. Сюда их привел голод, разразившийся после большого наводнения в Корее. Сначала Корейская слободка возникла рядом с Миллионкой, но в конце 1870-х годов власти выделили приезжим отдельную территорию в районе нынешних улиц Садовой, Союзной, Амурской, Хабаровской. Так появилась Корейская слобода на Первой Речке, которую до сих пор помнят старожилы Владивостока. В 1960-х годах в период активного жилого строительства деревянные дома сносились, а на их месте строились «хрущевки».

П.П. Куянцев. Владивосток строится. Район между ул. Гоголя и Некрасовской. 1974. Бумага, акварель. 20.5х36

Голубинка, или Голубиная Падь, — это участок между нынешними улицами Аксаковской, Гоголя, Полонского и Герцена. Своё название она получила в связи с устройством станций голубиной почты крепости Владивосток. Первые из них появились в 1906 году, и вместе с ними были построены казарма роты обслуживания и офицерский флигель.

П.П. Куянцев. Владивосток. Голубинка. 1971. Бумага, акварель. 24.5х36.5

П.П. Куянцев. Владивосток. Пивной завод на Голубинке. Бумага, акварель.

В Голубиной пади работал пивоваренный завод «Ливония», построенный купцом первой гильдии Федором Петровичем Зильгалвом. Частично строения этого завода сохранились до наших дней. Пиво завода «Ливония» славилось своим вкусом, который объясняли особыми качествами воды. В 1960–70-х годах Голубинку тоже стали активно застраивать, и патриархальная атмосфера улиц, названных именами русских писателей, ушла в прошлое. Но и сегодня в этом районе можно увидеть одноэтажные частные дома и даже голубятню, принадлежащую местному энтузиасту.

П.П. Куянцев. Владивосток. Элеватор. 1974. Бумага, акварель. 24.5х36.7

Элеватор, построенный в 1960-х годах, расположен недалеко от улицы Некрасовской. Сооружение использовалось для хранения и доведения до кондиционного состояния больших партий зерна. В этом листе проявлена способность П. Куянцева к рациональному отображению индустриальных объектов, что отчасти вступает в противоречие с мягкой стилистикой его акварелей.

П.П. Куянцев. На берегу бухты Тихой. 1973. Бумага, акварель. 21х35

Район бухты Тихой, как и многие другие места в городе, начали застраивать в рамках возведения сооружений Владивостокской крепости в начале ХХ века. В связи с Русско-японской войной 1904–1905 годов строительство укреплений приостановили, и вплоть до второй половины ХХ века район оставался необжитой окраиной. Жизнь кипела только на берегу бухты: знаменитые лодочные гаражи стали настоящей местной достопримечательностью. Первые жилые дома появились здесь в конце 1950-х годов.

Объектами внимания Павла Куянцева становились и религиозные сооружения. Свято-Никольский собор (до 1975 года — Церковь-школа скорбящей Богоматери памяти русских воинов, погибших в 1904–1905 годах), старейший сохранившийся храм Владивостока, был построен на пожертвования участников русско-японской войны и жителей Владивостока как храм-памятник погибшим русским солдатам — под храмом даже разместился склеп для захоронения воинов. В 1920-х годах сооружение было передано детскому дому и частично разрушено, но в 1970-е его вернули церкви и восстановили. маковки церкви Куянцев пишет удивительно чистым цветом, который согласуется с оконными рамами деревянного дома. Акварель пронизана светом и наполнена лирическим настроением.

П.П. Куянцев. Храм убиенных. Свято-Никольский Собор на Махалина. 1976. Бумага, акварель. 24.3х36.4

П.П. Куянцев. Владивосток. Католический собор. 1974. Бумага, акварель. 25.5х34

Второй лист, гризайль, — посвящение Католическому собору на Володарского. Современное здание было заложено в 1908 году. Недостроенный храм, на котором не успели закончить возведение колокольных башен, сегодня составляющих одну из неотъемлемых примет городской среды, передали католической общине. В таком виде он запечатлен Куянцевым. В советское время здание отвели под краевой архив, а после 1990-х здесь вновь разместился собор, реконструкция которого закончилась к 2010 году: теперь одна из башен со шпилями служит колокольней.

Писал Павел Павлович и акварели-состояния. Настроение важного для Владивостока праздника, Дня военно-морского флота, и ощущение весеннего или летнего дня в пригороде передано в работах очень тонко.

П.П. Куянцев. Морской праздник в Амурском заливе. 1973. Бумага, акварель. 21х35.5

П.П. Куянцев. Садгород. Старая дача. Весна. 1971. Бумага, акварель. 35х27

П.П. Куянцев. Лето на Спутнике. 1976. Бумага, акварель. 20х35

Отдельное место в наследии Павла Павловича Куянцева занимает серия листов, на которых запечатлены объекты Владивостокской крепости — уникального памятника фортификационной военно-инженерной мысли, подобных которому нет в России.

П.П. Куянцев. Владивосток. Вход в капонир редута № 4 к востоку от ул. П. Лумумбы. 1981. Бумага, акварель.23.4х37

П.П. Куянцев. Владивосток. Убежище перед укреплением № 2 вблизи остановки автобуса Баляева. 1978. Бумага, акварель. 23.4х37

Этапы строительства крепости отразили историю российского Дальнего Востока — не только военные и внешнеполитические перипетии, но также и социальные и культурные события. Редуты, казармы, опорные пункты, капониры, пороховые погреба и убежища находятся в разных районах города и пригорода. Вместе они образуют единую систему, огромный комплекс под названием крепость Владивосток, которая и сегодня, по прошествии более ста лет с начала строительства, выходит за рамки городских границ.

П.П. Куянцев. Владивосток. Казарма в дворике форта Муравьёва-Амурского. Первая речка. 1973. Бумага, акварель. 23.4х37

П.П. Куянцев. Владивосток. Форт № 4. 1982. Бумага, акварель. 25х37

П.П. Куянцев. Владивосток. Пороховой погреб вблизи ст. Вторая Речка. 1982. Бумага, акварель. 25х37

П.П. Куянцев. Владивосток. Крепостные сооружения временного укрепления  № 3 у бухты Тихой. Старая линия обороны. 1982. Бумага, акварель. 25х37

П.П. Куянцев. Владивосток. Батарея на Сапёрной горе над Спортивной гаванью к югу от здания ТИНРО. 1982. Бумага, акварель. 25х37

П.П. Куянцев. Владивосток. Капонир форта № 7. Внешний ров. 1977. Бумага, акварель. 25х37

П.П. Куянцев. Владивосток. Редут № 4. Убежище и погреб батареи на левом фланге редута. 1982. Бумага, акварель. 24х37

Выставка «Город капитана Куянцева» будет доступна на сайте Музея истории Дальнего Востока до 13 августа 2021 года.


Выставку подготовила Ольга Зотова,
старший научный сотрудник
Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.