Реставрация документа Безрукова Ивана Ефимовича «Свидетельство о прохождении шестимесячных курсов микробиологов»

Опубликовано впервые на сайте Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. 

Татьяна Викторовна ФОКИНА
Художник-реставратор архивных документов и графики
Музея истории Дальнего Востока

Статья посвящена опыту реставрации документа «Свидетельство № 4/39 о прохождении шестимесячных курсов микробиологов, выданное Безрукову И.Е., г. Владивосток, 1939 г.» и подшивки газеты «Ханкайский ударник» 1953 года.


Документальный фонд Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева насчитывает больше 100 тысяч единиц хранения. Материалы фонда содержат информацию о событиях города и края за период более чем 150-ти лет. В одном из наиболее крупных фондов из документальной коллекции музея, «Участники Великой Отечественной Войны (приморцы)», хранятся документы из личных архивов жителей края, в том числе и документы Безрукова Ивана Ефимовича.

Иван Ефимович Безруков, родившийся в 1918 году, участвовал в войне с Японией 1945 года в составе 140-й отдельной дальнеразведывательной авиаэскадрильи. С конца 1950-х годов Безруков И.Е. работал инструктором Ханкайского райкома партии. С 1984 года в музее хранится его свидетельство об успешном окончании курсов микробиологов при Дальневосточном рыбопромышленном техникуме (в настоящее время «Дальневосточное мореходное училище»), на которые он поступил после окончания средней школы посёлка Камень-Рыболов в 1939.

Безруков Иван Ефимович в период службы в 140-й отдельной дальнеразведывательной эскадрилье

При поступлении в реставрацию на документе имелись следы активного использования — пятна, стойкие изломы в местах, где документ складывали, запылённость на гребнях изломов. Механическая прочность бумаги ослабилась, была утрачена часть бумажной основы в местах изломов и незначительная часть текста в результате ослабления контрастности штрихов за счет механического стирания в местах сложения листа.

Документ также имел следы бытовой реставрации — свидетельство было укреплено владельцем на фрагмент из газеты «Ханкайский ударник» 1953 года. Вырезка из газеты вызвала исследовательский интерес, и на реставрационном совете было решено постараться сохранить оба документа: и свидетельство Безрукова И.Е., и газету.

Общий вид документа до реставрации с лицевой и оборотной сторон

 

В процессе разработки плана реставрационных мероприятий были проведены исследования физического состояния экспоната и характера клеящего вещества.

При визуальном определении характера неизвестного клеящего вещества было сделано предположение, что при дублировании свидетельства на газету применялся силикатный клей, так как в местах нанесения клея видны следы характерного обесцвечивания бумажной основы документа, в местах склеек бумага зацементировалась, а клеевой слой стекловидный, с белёсым налётом.

В ходе дальнейшего анализа при определении рН водной вытяжки из соскоба частиц клеевого слоя выяснилось, что реакция среды раствора клея щелочная, что также соответствует наличию компонентов силикатного клея в образце.

Силикатный клей обладает высокой адгезией к бумаге, не растворим в воде и органических растворах, способен разрушать и цементировать бумажные волокна, обесцвечивать красители текстов за счёт реакции компонентов клея с углекислым газом и влагой воздуха. Скорость выцветания текстов на бумаге, отреставрированной с применением силикатного клея, значительно превосходит скорость обычного выцветания текстов в процессе архивного хранения. Силикатный клей относится к числу необратимых клеев. В таких случаях возможно сохранить только один документ.

Однако в ходе визуального осмотра документа выяснилось, что между свидетельством и газетой имелся ещё один дублировочный слой из папиросной бумаги. Стало очевидно, что сначала владелец попытался остановить разрушение бумажной основы документа дублированием на папиросную бумагу, а когда в результате дальнейшей эксплуатации документ снова разорвался пополам, ещё раз укрепил свидетельство фрагментом из газеты при помощи силикатного клея, при этом не удалив слой папиросной бумаги. К тому же выяснилось, что клей, которым свидетельство дублировали на папиросную бумагу — водорастворимый, не имеет цвета и запаха, предположительно мучной. Это спасло свидетельство от полного разрушения, так как газета приклеивалась силикатным клеем к папиросной бумаге, а не к бумажной основе документа. К тому же силикатный клей наносился не на всю поверхность оборотной стороны свидетельства, а точечно. Благодаря этим обстоятельствам в дальнейшем получилось отделить газету от документа, сохранив при этом и свидетельство, и газетную вырезку. В противном случае части газеты, на который был нанесён силикатный клей, были бы утрачены.

Исследование на устойчивость штрихов текста к действию воды показало, что красители текста относительно устойчивы к воде, следовательно, закрепление текста химическими растворами не требуется.

На основе проведённых исследований был разработан план реставрационных мероприятий. Все реставрационные работы выполнялись согласно методикам, разработанным Федеральным центром консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки и Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела.

На первом этапе реставрации документ очищался от пыли и поверхностных загрязнений «сухим» механическим способом при помощи мягкой флейцевой кисти и косметического спонжа.

Демонтаж документа проводился механическим способом при помощи скальпеля. Применение водных растворов для этой цели не допускается, так как при взаимодействии с водой щелочные компоненты силикатного клея способны растворять красочные пигменты текста.

В местах сцементирования бумажных волокон клей разрыхлялся 0,5% водным раствором уксусной кислоты. Раствор уксусной кислоты локально наносился при помощи ватной палочки между листами документа в местах сцементирования бумаги. После разрыхления клеевого слоя остатки клея удалялись скальпелем и листы разъединялись.

Свидетельство удалось отделить от подложки из двух дублировок без утраты бумажной основы документа, при этом папиросная бумага частично осталась на газете в местах, где был нанесён силикатный клей.

Общий вид газетной вырезки после демонтажа с лицевой и оборотной сторон

 

Далее реставрация свидетельства проходила отдельно от реставрации газетной вырезки.

После того, как свидетельство было отделено от дублировочного материала, документ распался на две части по линии сгиба. Обе части документа были зачищены от остатков клея скальпелем. Затем обесцвеченные участки на бумаге свидетельства тампонировались 0,5% водным раствором уксусной кислоты с оборотной стороны для нейтрализации и окончательного удаления остатков силикатного клея. Далее документ промывался в водном 20% растворе глицерина, чтобы снизить жёсткость бумаги.

Реставрация проводилась «ручным» классическим методом в проходящем свете на реставрационном столе с подсветом. Обе части документа были соединены, утраты бумажной основы восполнены равнопрочной реставрационной бумагой, специально подобранной по цвету, толщине и фактуре. Для упрочнения бумажной основы документ дублировался методом наслоения японской длинноволокнистой бумаги на оборотную сторону свидетельства. На заключительном этапе реставрации документ помещался в пресс для устранения деформаций до полного высыхания бумаги.

Общий вид свидетельства после реставрации с лицевой и оборотной сторон

 

Следующим этапом работы над документом стала реставрация вырезки из газеты «Ханкайский ударник», послужившей дублировочным материалом для свидетельства.

Самым трудоёмким и продолжительным по времени этапом реставрации газетной вырезки стало удаление остатков силикатного клея. Твердый слой клея с приклеенными к нему остатками папиросной бумаги осторожно, миллиметр за миллиметром, удалялся кончиком скальпеля. Соскабливание остатков клея происходило без нажима, под постоянным контролем за сохранностью текста и бумажной основы газеты. Малейшее неверное движения скальпеля могло привести к утрате части текста вместе с бумажной основой. Нейтрализация клея и окончательное удаление клеевой пленки проводилось погружением газетной вырезки в кювету с 0,5% водным раствором уксусной кислоты. Далее газетная вырезка промывалась в 50% водном растворе глицерина с целью пластификации бумаги.

После просушивания лист реставрировался классическим методом на реставрационном столе. Утраты восполнялись специально подобранной реставрационной бумагой. Разрывы совмещались по тексту и укреплялись наложением волокон реставрационной бумаги. Восполнения и утраты локально укреплялись полосками прозрачной японской реставрационной бумаги, специально тонированной чаем под цвет газетной бумаги. Отреставрированный таким образом газетный лист помещался в пресс для устранения деформаций до полного высыхания бумаги.

Общий вид вырезки из газеты «Ханкайский ударник» после реставрации с лицевой и оборотной сторон

 

В результате проведённых реставрационных мероприятий удалось сохранить оба документа: «Свидетельство о прохождении шестимесячных курсов по микробиологии», выданное Безрукову Ивану Ефимовичу, и вырезку из газеты «Ханкайский ударник» 1953 года.

После реставрации документы были переданы в место постоянного хранения, а коллекция документального фонда музея пополнилась ещё одним экземпляром, который, несомненно, послужит источником для дальнейших исследований.