Аксель Вальден. От Финляндии до Дальнего Востока
Конец 1860-х годов. Порт Владивосток основан меньше десяти лет назад, первые переселенцы мужественно покоряют тайгу, на месте которой через полвека вырастет один из важнейших политических центров русского Дальнего Востока. Бок о бок работают казаки, военные со всех концов страны, под влиянием принятых государством стимулирующих мер в край потянулись и гражданские: крестьяне, торговцы, амбициозные предприниматели. Среди приезжих — молодой провизор Аксель Вальден с женой, уроженец Великого княжества Финляндского. Вместе с земляками под руководством шкипера Фридольфа Гека они одними из первых преодолели долгий путь с Запада на Восток по морю.
С 1809 года Финляндия находилась в составе Российской империи, сохраняя максимальную автономность: у неё была своя правовая, валютная и парламентская система. Отношения между странами не были простыми, однако финны активно осваивали русские земли. Немало уроженцев Великого княжества внесли вклад в развитие региона на противоположном от их родины конце континента — Дальнего Востока.
Уроженцем Финляндии был легендарный шкипер-китобой Фридольф Гек . Он изучал Японское море, привозил этнографические и природные коллекции для Общества изучения Амурского края и оставил значимое навигационное наследие. В список достижений Гека входит организация переезда в Приморье своих земляков. На борту брига «Император Александр II» к берегам Японского моря отправилась целая коммуна финнов, шведов и немцев, которые хотели создать в Приморье собственную социалистическую утопию. Среди них и оказались 25-летний Вальден и его супруга Сельма.
Переселенцам в Приморье в то время полагались существенные льготы: они получали крупные земельные участки, свободу выбора места для заселения, послабление в податях и повинностях, первоначальное обеспечение продовольствием и денежные ссуды. На одну семью государство выделяло до 100 десятин земли. Несмотря на это, построить новую лучшую жизнь на берегах залива Находка, где судно бросило якорь в 1869 году, переселенцам не удалось. Идеалистическую мечту разбили частые нападения хунхузов и неудачные решения управляющего Гарольда Фуругельма. Разочарованные Вальдены отправились на остров Аскольд, где занялись добычей золота. Скопив немного денег, они переехали во Владивосток и купили дом в районе Первой речки. Аксель Вальден занялся коммерцией, а его жена, работавшая на родине акушеркой, вернулась к этому занятию.
Вальден не стал сверхуспешным коммерсантом, тем не менее его доходов хватило для приобретения двух домов на улице Светланской — №54 и 59, — и для вложений в городскую благотворительность. Какое-то время основную деятельность Акселя Кирилловича составляло, соответственно его образованию, аптекарское дело. Через несколько лет после переезда во Владивосток он вместе с Отто Линдгольмом основал торговый дом «О.В. Линдгольм и Ко», который владел золотыми приисками на Аскольде, несколькими мельницами, транспортными и пассажирскими судами. Компания также принимала участие в строительстве Токаревского и Поворотного маяков, морского госпиталя, первого сухого дока во Владивостоке и торговой пристани.
В 1887 году Аксель Кириллович получил должность заместителя городского головы, на которой он многое сделал для благоустройства города, особенно активно принимая участие в работе комиссии по призрению бедных и строительной комиссии. Так, например, он предоставил материалы, чтобы вымостить брусчаткой Алеутскую и Светланскую, и способствовал тому, чтобы во Владивостоке появились одни из первых учебных заведений — Городское училище и Александровские мореходные классы.
Вальден был членом обществ: изучения Амурского края, любителей охоты, Императорского русского технического общества и других. Во многом благодаря его усилиям было построено первое здание музея ОИАК на улице Петра Великого, 6.
В 1906 году Вальден стал председателем Владивостокской городской думы, а в 1911 ушёл в отставку со всех постов в связи с преклонным возрастом. Источники называют разные возможные даты его смерти: 1916 и 1920 годы. Так или иначе, Аксель Вальден не успел увидеть, как его любимый город, благоустройству которого он отдал столько сил, преобразился под влиянием советской эпохи.
Изменения в судьбе города и страны повлияли на судьбу Франца Вальдена, сына Акселя. Получив образование на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, Франц работал во Владивостоке, а с окончанием Гражданской войны уехал в Китай. Там он примкнул к диаспоре белых эмигрантов и стал преподавателем гражданского процесса Харбинского юридического факультета — одного из крупнейших эмигрантских учебных заведений в мире.
Путешествия потомков Вальдена продолжились, чтобы завершиться в Австралии, откуда в фонды Музея истории Дальнего Востока в конце 2000-х годов поступили первые предметы, принадлежавшие яркому деятелю дореволюционного Владивостока. И сегодня музей хранит память о молодом финне, который больше 150 лет назад приехал в далёкий прибрежный город и полвека трудился на благо его жителей.
Текст — Василий АЗАРЕВИЧ,
Елизавета ДРОБЫШЕВА
Фотографии из фондов Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
На заглавной фотографии: Фридольф Кириллович Гек (в центре в первом ряду) с группой финских пересленцев. Аксель Вальден — предположительно второй справа в третьем ряду. Автор фото К.Й. Шульц. Владивосток, 1880-е годы