Юл Бриннер: из Владивостока в Голливуд

10 июля 2020

11 июня 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения Юла Бриннера. Знаменитый актёр, неутомимый фантазёр, человек непростой судьбы, Бриннер — гражданин Швейцарии, родившийся во Владивостоке, который добавил к фамилии одну букву и покорил Голливуд.

Жизнь Юла Бриннера всегда была окутана тайнами и домыслами, которые он сам с удовольствием создавал, чтобы сохранить своё прошлое. Так делают цыгане, к потомкам которых часто причислял себя вечно скитающийся подросток — он даже распространял легенду, что на самом деле родился в цыганском таборе на Сахалине.

Книга «Юл: человек, который был бы королем. Воспоминания об отце и сыне», автор Рок Бриннер:

«Юл был плотно сбит, плечист, и это — счастье для человека, всегда готового к драке. Неистовый и упрямый, он совершенно не уважал никакие общественные институты — государство, церковь, школу, семью. Все они были ненадежны, все они в тот или иной момент подвели. Примером ему служили отщепенцы дед и отец, один и тот же урок вбивался в голову снова и снова: никакие человеческие отношения не могут быть крепки настолько, чтобы их нельзя было порвать, а оставить семью — часто единственно возможный мужской поступок. К шестнадцати годам самым надежным местом для Юла стал ночной клуб, полный цыган»

Семья Юла — швейцарцы, которые оставили родину, но сохранили гражданство: в середине 1870-х в юный Владивосток перебрался его дедушка, молодой купец Юлиус Йозеф (он же Юлий Иванович) Бринер. Он был успешным предпринимателем и активным гражданином. Многие важные проекты в городе и крае развивались при его участии.

Юлий Борисович Бринер. 1924 год, Владивосток

10 марта 1920 года Юлий Иванович Бринер умер, а пять месяцев спустя в семье одного из его шестерых детей — Бориса, — родился мальчик, которого назвали в честь деда. Может быть, неслучайно он получил имя успешного и вместе с тем авантюрного предка — страсть к постоянному движению, преданность делу, независимость и отчаянность были у Юла в крови.

Юлий Бринер рос в чудесном доме на Алеутской, 15б, а отдыхать семья ездила на живописную дачу в Сидими. Но не всё в жизни маленького Юла складывалось счастливо: отец его, Борис Бринер, оставил семью, когда мальчику было четыре. Он страстно влюбился в актрису Екатерину Корнакову и уехал с ней в Харбин, получив развод от первой жены.

Юлий Бринер с сестрой Верой и двоюродной сестрой Ириной Феликсовной. 1924 год, Владивосток

Юлий остался с мамой и сестрой Верой. Близкой подругой ему была Ирина Бринер, двоюродная сестра сразу с двух сторон: их матери были родными сёстрами, а отцы — братьями. Дети росли вместе и были очень дружны. Долгое время отцы Юла и Ирины были тесно связаны с семейным бизнесом: они занимались делами стивидорной компании и тетюхинских рудников, которые организовал Юлий Иванович.

Производство в Тетюхе позже останется последним промышленным предприятием капиталистического толка в Приморском крае — оно около десяти лет просуществует при советской власти, прежде чем будет закрыто в 1931 году. Незадолго до этого, в конце 1920-х годов, начнутся аресты, и станет ясно, что оставаться в стране больше нельзя.

В воздухе витало предчувствие беды, и Бринеры решили разыграть небольшую сценку: утром всё семейство вышло из дома с удочками, в шортах и солнцезащитных очках, — якобы намереваясь провести пикник на Русском острове, рыбачить и ловить бабочек, — а тем временем в заливе Петра Великого их уже ждало английское судно, готовое отправиться в Китай. Юлу тогда было всего восемь лет, и впереди его ожидало много путешествий.

Юлий Бринер со своей сестрой Верой (сидит в центре) и двоюродной сестрой Ириной Бринер. 1928 год, Китай, Харбин

Бринеры уехали в Дайрен (современный Далянь), откуда Юл с матерью отправились в Харбин, а затем в Париж. Там он впервые услышал выступление русских цыган, и оно настолько поразило юношу, что романтика цыганской судьбы не оставляла его в течение всей жизни. Уже в 15 лет он впервые выступил в большом парижском кабаре с программой цыганских песен.

Перед Второй мировой войной вместе с матерью Юл возвращается в Харбин. Там он много общается со второй женой своего отца, которая рассказывает ему про актёрскую жизнь, метод Станиславского и своего учителя Михаила Чехова. Юлий загорается желанием попасть в ученики к Чехову. Скоро ему это удастся, хотя и при достаточно печальных обстоятельствах: очередной крутой поворот жизнь Бринера (на тот момент — ещё с одной «н») совершает в 1941 году. Его матери диагностируют рак, Юл увозит её лечиться в США, но в 1943 она умирает. После этого Юлий Бринер сокращает имя и на американский манер добавляет вторую букву «н» в фамилию. Так на свет появляется великий актёр Юл Бриннер.

В России Бриннера знают прежде всего по главной роли в легендарном вестерне «Великолепная семёрка» — переложении «Семи самураев» Акиры Куросавы на американский манер. Завоёвывая сердца зрителей и своих коллег — по слухам, Юл крутил романы с Марлен Дитрих и Мерлин Монро, — он влиял и на отражение российской культуры в голливудском кинематографе: среди значимых его ролей — образы Тараса Бульбы и Дмитрия Карамазова.

Юл Бриннер со своей двоюродной сестрой Ириной Бринер во время съемок фильма «Десять заповедей». 1953–1954 год, США

Даже собственный уход из жизни Юл Бриннер обставил по-актёрски. Долгие годы он был лицом одной из табачных компаний и по рекламному договору на всех фотографиях с ним должна была быть сигарета. Неудивительно, что он постоянно смолил, и в 1983 году врачи поставили ему неутешительный диагноз: рак лёгких. В день его смерти — 10 октября 1985 года — на экранах Соединённых Штатов появилось его короткое видеообращение о вреде курения: «Я мёртв теперь лишь потому, что очень много курил». Это стало одним из толчков, побудивших мир пересмотреть отношение к пагубной привычке.

Особняк Бринеров по улице Алеутская, 15б — одно из немногих сохранившихся во Владивостоке зданий в стиле модерн. В 2005 году на стене дома установили мемориальную доску с барельефом Юла Бриннера, а в 2012 году в сквере перед особняком ему поставили памятник — скульптор Алексей Бокий изобразил актёра в оскароносной роли сиамского монарха из киноленты «Король и я». Фильм этот родился из одноимённого мюзикла, и Юл более 600 раз выходил на сцену Бродвейского театра как король Сиама — он даже попал в Книгу рекордов Гиннеса за самое большое количество выступлений в одной роли.

 

Встреча в день рождения Юла Бриннера в сквере перед домом Бринеров. 7 июля 2016 года, Владивосток

Каждый год в день рождения Юла Бриннера в сквере перед домом, где он родился, при участии Музея проводится уютное празднование с просмотром одного из фильмов с участием актёра. В октябре 2020 года в рамках очередного кинофестиваля также пройдут Бриннеровские чтения. Кроме того, Приморский академический театр имени М. Горького готовит спектакль о жизни Юла Бриннера по пьесе драматурга Юрия Гончарова.

Регулярно приезжает во Владивосток сын Юла, Рок Бриннер. Во время своих визитов он нередко выступает перед студентами ДВФУ с лекциями, а с 2006 года на ежегодном международном кинофестивале «Меридианы Тихого» одному из фильмов-участников вручается учреждённый по его инициативе специальный приз имени Юла Бриннера. Рок также выпустил мемуары, посвящённые жизни отца, и книгу об истории своей семьи.

Рок Бриннер передаёт Музею экземпляр своей книги «Империя и Одиссея. Бриннеры в Дальневосточной России и за её пределами». 25 мая 2016 года, Владивосток

Хотя Юл Бриннер прожил во Владивостоке совсем немного, его необычная судьба и яркий талант находят отклик в пёстрой и многогранной истории города. Здесь он родился, тут прошло его раннее детство, и сейчас столица Приморского края хранит память о семье Бринеров и её выдающемся отпрыске.

Текст — Елизавета ДРОБЫШЕВА
Фотографии из фондов и архива
Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева


На заглавном фото: Юл Бриннер (Бринер Юлий Борисович) со своим сыном Роком. 1959-1960 год, США, Нью-Йорк.