Образ японского солдата в американской информационно-пропагандистской литературе 1941–1945 годов

Опубликовано в журнале «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке», № 1 (49), 2016 год, с. 137-149.

Руслан Владимирович КУЛЕПАНОВ
научный сотрудник
Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

В статье рассматриваются основные принципы изображения японского солдата в американской военной пропаганде в период войны на Тихом океане.

Ключевые слова: Вторая мировая война, Японская армия, Американская военная пропаганда.

Kulepanov R.V.

Image of the Japanese soldier in US military propaganda 1941–1945.

The article examines basic principles of image of the Japanese soldier in US military propaganda in the Pacific war.

Key words: World War II, Japanese army, US military propaganda.


Развитие средств массовой информации в XX веке вывело на принципиально новый уровень использование пропаганды в ходе военных конфликтов. Особенно широко военная пропаганда использовалась в ходе мировых воин. Мировые войны имели характер тотальной войны, с использованием массовых призывных армии. В этих условиях военная пропаганда, направленная на мобилизацию людских резервов, являлась не менее значимым фактором, чем промышленное развитие государства.

Научное исследование вопросов, связанных с использованием военной пропаганды, началось практически сразу же после окончания I Мировой войны. Особенно следует выделить работу члена британского парламента А. Понсонби «Falsehood in war-time: Propaganda lies of the First World War» («Обман в военное время: Пропагандистская ложь Первой Мировой войны»), изданную в 1928 году, в которой рассмотрены основные пропагандистские приемы, использовавшиеся средствами массовой информации Антанты в войне против Германии11. Несмотря на то, что данная работа была опубликована в 1928 году, она не потеряла актуальности и до настоящего времени.

На основе работы А. Понсонби современный бельгийский историк А. Морелли сформулировала 10 базовых принципов военной пропаганды. Эти базовые принципы характерны для военной пропаганды любого государства, как в прошлом, так и в настоящее время. А. Морелли показала, что принципы пропагандистской кампании в ходе конфликта на территории бывшей Югославии ничем не отличаются от принципов, описанных А. Понсонби по итогам I Мировой войны:

  1. Мы не хотим войны;
  2. В начале войны виновен исключительно противник;
  3. У противника лицо дьявола;
  4. Мы защищаем благородное дело, а не частные интересы;
  5. Противник совершает злодеяния сознательно; мы делаем непреднамеренные ошибки;
  6. Противник использует несанкционированное оружие;
  7. Мы несем очень небольшие потери, в то время как потери противника огромны;
  8. Художники и интеллектуалы поддерживают нас;
  9. Наше участие в войне имеет священную природу;
  10. Те, кто подвергает сомнению наши заявления, являются предателями10.

Однако это лишь базовые принципы. Опыт ведения пропагандистских кампаний в ходе военных конфликтов показывает, что конкретные пропагандистские приемы различаются в зависимости от объекта пропаганды. Как отмечал Р. Зульцман: «Пропагандисты всегда должны помнить о том, что между пропагандой, которая имеет целью поднять моральный дух собственного народа, и пропагандой, которая свою задачу видит в ослаблении воли противника к сопротивлению, существует большая разница»1. Таким образом, можно выделить 4 объекта, на которые направлена военная пропаганда, различная по своему содержанию:

  1. Собственное гражданское население.
  2. Личный состав собственных вооруженных сил.
  3. Гражданское население враждебного государства.
  4. Личный состав вооруженных сил противника.

При этом необходимо особо подчеркнуть, что правильное ведение пропаганды среди собственных солдат является одним из важнейших факторов, определяющим боеспособность вооруженных сил. Как показал опыт нацистской Германии, гражданское население в условиях информационного вакуума готово доверять любой, даже самой откровенной лжи. В то же время ложь в направленной на солдат вермахта военной пропаганде производила обратный эффект, поскольку заблокировать информацию для находящихся на передовой солдат было невозможно. Военнослужащий был способен адекватно оценивать состояние собственных вооруженных сил и вооруженных сил противника. Значительный процент военнослужащих, в отличие от гражданского населения, имел доступ к любым источникам информации посредством использования радиостанций.

Как отмечал Р. Зульцман: «Здесь решающим оказалось действие бумеранга, вызванное всей пропагандой предыдущих лет, которая в дни побед твердила немцам о том, что советский человек является «представителем низшей расы, а в период отступления и военных неудач значительно ослабила силу сопротивления немецких войск»1. Таким образом, военная пропаганда, направленная на личный состав собственных вооруженных сил, вынуждена балансировать между объективной информацией о противнике и пропагандистской ложью, призванной мотивировать военнослужащих на активное участие в боевых действиях.

В этой связи наибольший интерес представляет американская информационно-пропагандистская литература, предназначенная для личного состава вооруженных сил США в период войны с Японией на Тихом океане. Американская военная пропаганда периода II Мировой войны имела ряд характерных особенностей. В первую очередь, необходимо отметить то, что противостояние США и Японии не несло столь сильную идеологическую окраску, как противостояние СССР и Германии. Во-вторых, удаленность театра военных действий от территории США не позволяла в полной мере использовать «Пропаганду Ужасов». По этой причине многочисленные военные преступления японской армии на оккупированных территориях не были отражены в пропагандистских источниках столь же широко, как преступления нацистов на территории СССР. В-третьих, американские информационно-пропагандистские источники, предназначенные для военнослужащих, имели гриф «For use of military personnel only. Not to be published» («Только для военнослужащих. Публикация запрещена») и были довольно четко отделены от пропаганды, направленной на гражданских лиц.

Массовая публикация информационно-пропагандистских материалов о японских вооруженных силах и характеристиках японского солдата началась осенью 1942 года, когда американские вооруженные силы впервые столкнулись с особенностями ведения боевых действий японской армией в ходе боев за остров Гуадалканал. Необычайная стойкость японских солдат, их преданность императору и готовность совершать самоубийственные «банзай-атаки» потребовали от американской пропаганды объяснить эти особенности своим солдатам и подготовить их к встрече с новым противником.

Одной из первых комплексных работ, детально рассматривающих особенности национального характера японского солдата, стала лекция «Японский солдат крупным планом» подполковника генерального штаба армии США У.Д. Клеара, прочитанная в форте Левенворт в Канзасе в октябре 1942 года. Главной целью своей лекции подполковник У. Клеар видел ознакомление личного состава вооруженных сил США с личными качествами японского солдата: «Это — наш противник. Будет мудро узнать как можно больше об этом полудиком животном, чьи кривые ноги принесли флаг Восходящего Солнца на четверть земного шара, от ледяных берегов Берингова моря, до горящих песков южных островов… Наши солдаты, морские пехотинцы и моряки, которые сейчас сражаются, слишком заняты уничтожением японцев, чтобы узнать, как японцы добились этого. Но мы, дома, можем узнать — и должны узнать, как эти бойцовые животные удерживают самый протяженный боевой порядок в мире, от Кыски до Тулаги»4. При анализе данного отрывка помимо объяснения причин интереса к японцам ясно видны расистские высказывания. Данный элемент в дальнейшем широко использовался в американской пропаганде, особенно в агитационных плакатах. Следует помнить, что в 40-е годы XX века идеи превосходства белой расы были широко распространены в США, и использование расистской идеологии никак не осуждалось.

В своей лекции У. Клеар отмечал, что данных о японской армии, полученных в предвоенный период, недостаточно для объективной оценки ее возможностей. Имея сведения о численности японской армии, ее организации, характеристиках вооружения, американцы недооценили значение идеологии японского народа. У. Клеар утверждал, что в Японии нет четкой границы между вооруженными силами и гражданским населением. По его мнению, все японское общество формировалось в условиях непрекращающихся военных конфликтов, что привело к крайней степени милитаризации всего японского народа. Утверждение У. Клеара о том, что именно для японцев характерно крайне жестокое отношение к своим противникам, явно не соответствовало действительности. Заявление о том, что «скрытый садизм японцев должен быть удовлетворен», ставило своей целью дегуманизировать японцев в глазах американских солдат, и в то же время подготовить американцев к встрече с опасным противником4. Следует отметить, что в качестве примеров японской жестокости У. Клеар использовал события из истории средневековой Японии. Реальные преступления японской армии в Китае и на территории Юго-Восточной Азии были неизвестны автору или же не использовались в качестве пропагандистского материала. Использование расистских высказываний при описании «скрытого садизма японцев», вероятно, подчеркивало расовую природу японской жестокости. При этом факты не менее страшных преступлений, совершенных европейскими нацистами, никак не упоминались.

Помимо «врожденной жестокости» У. Клеар проанализировал феномен безграничной преданности японцев своему императору. На основе преданности императору У. Клеар показывает систему господства и подчинения, пронизывающую все японское общество: «Военная жизнь в Японии не ограничена периодом, когда призывник находится на военной службе. Это — образ жизни, с рождения до смерти, всей страны»4. Точно так же показаны экспансионистские устремления Японии. У. Клеар утверждал, что японская идеология иерархичности переносится и на внешнюю политику. По мнению японцев, в мире следовало выстроить иерархичную систему во главе с Японией, точно так же, как в самой Японии выстроена иерархическая система во главе с императором. Очевидно, что японские идеи иерархичности и коллективизма вызывали резкое отторжение американцев с их идеями равенства, индивидуализма и личной свободы.

Таким образом, У. Клеар заложил основные черты образа японского солдата — жестокого фанатика, беспрекословно подчиняющегося своим командирам, готового умереть за императора, бездумно верящего в необходимость контроля над всем миром.

Лекция У. Клеара была прочитана довольно узкому кругу слушателей, но в дальнейшем пропагандистские материалы получили широкое распространение среди американских военнослужащих. Одним из основных информационно-пропагандистских источников стал «Бюллетень разведки», с сентября 1942 года ежемесячно издававшийся Управлением военной разведки военного департамента США. «Бюллетень» содержал информацию об организации, тактике, вооружении войск как Оси, так и Антигитлеровской коалиции, и предназначался для распространения среди рядового, сержантского и младшего офицерского состава. Очевидно, что в его материалах не могло не быть пропагандистской составляющей.

Уже в самых первых номерах «Бюллетеня разведки» японская армия характеризовалась как опасный противник. При этом подчеркивалось, что причиной побед японской армии в начальный период войны было не превосходство в тактике или вооружении: «ни в коем случае, ранний успех японцев не является результатом применения передовой тактики или новейшего вооружения»8. Акцент был сделан на подготовке японского солдата, его способности действовать внезапно и легко адаптироваться к условиям театра военных действий. Помимо описания стандартных тактических приемов японской армии большое значение уделялось обманным действиям. В числе прочих упоминалось использование японцами белого флага, имитация сдачи в плен для последующей внезапной атаки. Отмечался факт использования пленных индийских солдат в качестве «живого щита»8. Описывались случаи, когда раненые японские солдаты убивали американских санитаров, пытавшихся оказать им помощь6. Это описание, а также раздел, посвященный действиям японской «пятой колонны», должны были подготовить американских солдат к войне, в которой не существует никаких правил, а противник готов на любые действия для достижения цели.

Успешная для США кампания на острове Гуадалканал позволила получить довольно много информации о личном составе вооруженных сил Японии. Особо следует отметить захват личных дневников японских военнослужащих, выдержки из которых публиковались в «Бюллетене разведки». Официально целью публикации дневников называлось изучение по материалам противника эффективности действий американских войск. Однако не вызывает сомнений тот факт, что некоторые эпизоды из дневников относились к «пропаганде ужасов» и имели задачу возбудить ненависть американских солдат к японцам. Так, в одном из дневников показывалась готовность японцев к массовым убийствам пленных: «в этом районе находилось около 9000 пленных. Все они радовались, наблюдая сегодняшнюю бомбежку. Среди них были и те, кто аплодировал. Все члены моего подразделения, услышав это, согласились, что было бы лучше убить их всех до единого… Конечно, если бы мы были на их месте, мы бы также радовались, как и они. Я полагаю, что это естественно. Однако, зная, что пленные были счастливы, я полагаю, что естественно было сказать «убейте их всех»5.

Еще один отрывок из японских дневников являлся прямым признанием участия в военном преступлении, направленном против гражданских лиц: «13 августа — аборигены привели нам девять австралийских пленных — пять мужчин, троих женщин и одного ребенка. 14 августа — приблизительно в 08:00 мы обезглавили и расстреляли девять пленных» 5.

Следует отметить, что главным достоинством этих материалов с пропагандистской точки зрения было то, что эта пропаганда не была явной и агрессивной. По этой причине приведенная информация выглядела убедительно и не вызывала сомнений.

Публикации в «Бюллетене разведки» стремились показать, что ставка японцев на силу духа и моральное превосходство не может привести к реальным достижениям на поле боя. Несколько статей, анализировавших моральные качества японцев, внушали американским солдатам мысль о том, что японцы опасны только как бездумные фанатики, неспособные противостоять грамотной тактике и превосходству в современном вооружении. В «Бюллетене разведки» за июнь 1944 года приводятся высказывания лейтенанта японской армии, свидетельствующие о моральном превосходстве японских солдат над солдатами союзников: «Чего ожидать от американцев и австралийцев? Они могут гордиться только своей материальной мощью. Ждите и смотрите! Мы будем вести войну на уничтожение. Чувства каждого офицера и солдата, всей армии, заключаются в желании уничтожить всех американцев и австралийцев»9. В результате американские солдаты признали силу духа японского солдата и поняли, что противостоять японской морали можно лишь полностью уничтожив ее носителей. Так Р. Леки, участник боев на острове Новая Британия, охарактеризовал японский боевой дух следующим образом: «Те же японцы, которых мы обнаружили, находились в тяжелейшем состоянии… У них не было оружия, еды и одежды, но остался боевой дух, который не смогли сломить лишения. Именно высочайший боевой дух — неотъемлемая черта японской императорской армии — делал плохо обученного и слабо вооруженного солдата опаснейшим противником. Они все сопротивлялись, и все были уничтожены, в основном заколоты штыками, поскольку стрелять во время патрулирования неизвестной территории опасно» 2.

Наибольшего размаха публикация информационно-пропагандистских материалов достигла в 1944–1945 годах. В этот период американские вооруженные силы активно участвовали в боевых действиях на островах центральной части Тихого океана, Новой Гвинее, Филиппинах. Кроме того, американское командование готовилось к возможному вторжению на территорию Японии и к противостоянию не только с вооруженными силами Японии, но и со всем японским народом. В данный период было издано несколько подробных справочников, детально рассматривавших вооруженные силы Японии. В первую очередь следует назвать справочник «Soldiers guide to the japanese army. Military intelligence service special series N 27» («Солдатский справочник по японской армии. Специальная серия N 27 Службы военной разведки»). Данная работа также изображает японских солдат бездумными фанатиками: «Пропаганда тщательно лелеет его ненависть к Союзникам; его религия, неразрывно переплетенная с его патриотизмом, убеждает его, что он достиг наибольших высот в своей судьбе, находясь в благородной профессии военного»13. Также подчеркивалась склонность японских солдат к совершению преступлений: «Несмотря на предписания и стимул награждений и премий, преступления и нарушения дисциплины не редки в японской армии. Грабежи, насилие, и злоупотребления — текущие нарушения, и нет особых причин полагать, что обучение преуспело в том, чтобы существенно сократить дезертирство, разрушение военной техники и уход со сторожевых постов»13.

Еще одним примером информационно-пропагандистских материалов следует назвать справочник «Handbook of Japanese military force. War department technical manual TM-E 30-480» («Справочник по японским вооруженным силам. Техническое руководство ТМ-Е 30-480 Военного департамента»). В нем особенности японской нации характеризовались следующим образом: «В японской социальной системе нет никакого места индивидуализму. Детям преподают, что как члены семьи они должны слепо повиноваться своим родителям, и, забывая собственные эгоистические желания, всегда помогать семье. Эта система повиновения и лояльности расширена на японское общество и жизнь в целом, проникая вверх от семьи, через соседские собрания, школы, фабрики и другие более крупные организации, пока, наконец, все японское государство не наполнится духом самопожертвования и лояльности непосредственно императору»7. Кроме того, в данном справочнике японский солдат характеризуется следующим образом: «ликующий от военных успехов и наполненный идеями японского расового превосходства, японский солдат склонен установить это превосходство над завоеванными людьми и забыть строгие инструкции, данные в период обучения. Зафиксированы многочисленные нарушения законов ведения войны, докладывается о случаях насилия, мародерства, пьянства и грабежей»7.

В сокращенной форме информация о японской армии подавалась в справочнике «Battle experiences against the Japanese» («Опыт в боях с японцами»). В первой главе сформулированы 6 основных характеристик японского солдата, о которых всегда должен был помнить американский военнослужащий:

«1. Японцы всегда опасны.

  1. Японцы бесчеловечны.
  2. Японцы могут скрываться где угодно.
  3. Японец не может действовать самостоятельно.
  4. Японцы иногда совершают ошибки.
  5. Японец всегда готов к смерти»3.

Еще один справочник был целиком посвящен военным хитростям, которые японские солдаты использовали против войск союзников. В справочнике «The Punch below the belt. Japanese ruses, deception tactics and antipersonnel measures» («Удар ниже пояса. Японские хитрости, обманная тактика и действия против личного состава») детально описывались обманные приемы японских солдат. Данная работа подчеркивала, что «японцы предпочитают бить ниже пояса. Возможно, в военной истории не существовало армии, сравнимой с японской по вероломству и хитрости»14. Как отмечалось в справочнике, «основной прием — опасность должна выглядеть безобидной»14. Данное утверждение в сочетании с утверждениями о том, что японцы готовы умереть за императора и никогда не сдаются в плен, вело к тому, что американские солдаты уничтожали всех японских солдат. Следует отметить, что в отношении японцев эти информационно-пропагандистские материалы были по большей части верны. Большинство японских солдат действительно были готовы умереть за императора, но те немногие, кто осознавали бессмысленность дальнейшей борьбы, не получали возможности сдаться в плен. Опасаясь засады, американские солдаты расстреливали сдающихся в плен и добивали раненых. Зачастую жертвами американских солдат становились не идейные самураи, а жители Кореи и Формозы, насильственно мобилизованные во вспомогательные подразделения японской армии.

Результатом использования информационно-пропагандистских материалов стало крайнее ожесточение американских солдат по отношению к противнику. Идеи расового превосходства вели к тому, что японцы воспринимались не как люди, а как объекты охоты. В воспоминаниях морского пехотинца США Р. Леки описывается охота за трофеями после сражения на реке Тенару: «Один из морпехов методично шагал среди мертвых тел с парой щипцов. Он сделал наблюдение, что японцы имеют большую склонность к золотым зубам. Он заглядывал в каждый рот. Он разжимал челюсти со всей сноровкой опытного дантиста с Парк-авеню, затем осторожно, очень осторожно, чтобы, не дай бог, не пораниться и не заразиться, выдергивал все, что блестит. Он хранил золотые зубы в мешочке из-под табака, который всегда носил на шее, как амулет. Мы звали его Сувенир»2. Подобные случаи описаны в воспоминаниях морского пехотинца Ю. Следжа: «Во время этого затишья солдаты обшарили ранцы и карманы мертвых врагов в поисках трофеев. Это было ужасным занятием, но морские пехотинцы делали это методично. Нашлемные повязки были проверены на наличие флагов, сумки и карманы вывернуты, золотые зубы были вырваны. Мечи, пистолеты и ножи для харакири чрезвычайно ценились и тщательно сохранялись, пока их нельзя было послать домой или продать какому-нибудь пилоту или моряку за круглую сумму»12. Дегуманизация противника приводило к таким крайним формам ожесточения, когда японские солдаты воспринимались как неодушевленные объекты: «Когда мы говорили, я заметил такого же минометчика, сидящего рядом со мной. Он держал горстку коралловой гальки в левой руке. Правой рукой он праздно бросал их в открытый череп японского пулеметчика. Каждый раз, когда его подача была верна, я слышал небольшой всплеск дождевой воды в ужасном сосуде. Мой приятель бросал коралловые куски так небрежно, как мальчик, бросающий гальку в лужу на грязной дороге за своим домом; в его действии не было ничего злонамеренного. Война настолько ожесточила нас, что это было невероятно»12. В отдельных случаях дегуманизация противника принимала такие крайние формы, что трофеями становились части тел японских солдат: «Он объяснил, что думал, что высушенная японская рука будет более интересным подарком, чем золотые зубы. Так, когда он нашел труп, который был высохшим на солнце и не гниющим, он просто вынул свой Ka-bar и отрезал руку от трупа…»12.

Таким образом, американская информационно-пропагандистская литература создавала образ японского солдата как жестокого фанатика, беспрекословно подчиняющегося императору, одержимого идеей мирового господства. Подчеркивалась готовность японских солдат к совершению военных преступлений. Готовность японцев сражаться до последнего и частое упоминание об их военных хитростях подталкивали американских солдат к поголовному уничтожению японских солдат без каких-либо попыток уговорить их сдаваться в плен.

С пропагандистской точки зрения созданный образ идеально соответствовал своим задачам и внешне не отличался от той реальности, с которой столкнулись американские солдаты. Что касается реальных глубинных причин поведения японцев, то их анализ не являлся задачей пропаганды. Наконец, подчеркивание расовых различий помогало дегуманизировать врага и снимало с американского солдата любые моральные ограничения.


Список источников и литературы

  1. Зульцман Р. Пропаганда как оружие в войне. // Итоги Второй Мировой войны. Выводы побежденных. / пер. с немецкого Л.К. Камоловой. Спб.: Полигон. М.: АСТ. 1998. — с. 516 — 545.
  2. Леки Р. Каска вместо подушки. Воспоминания морского пехотинца США о войне на Тихом океане / Пер. с англ. С. В. Лисогорского. — М.: Центрполиграф, 2005. — 367 с.
  3. Battle experiences against the Japanese / Headquarters European Theater of operations United States Army., 1945. URL: http://cgsc.contentdm.oclc.org/cdm/singleitem/collection/p4013coll8/id/4051/rec/1
  4. Clear W.J., Close-up of Jap fighting-man. Lecture delivered at the Command and General Staff school Fort Leavenworth Kansas, October 1942. URL: http://cgsc.contentdm.oclc.org/cdm/singleitem/collection /p4013coll8/id/2921/rec/1
  5. Extracts from diaries. // Intelligence bulletin Vol. I № 6 / Washington D. C.: Military Intelligence service. War Department. 1943. — c. 18 — 26. URL: http://www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/diaries.html
  6. Fighting in the Solomon Islands. // Intelligence bulletin Vol. I № 4 / Washington C.: Military intelligence service. War Department. 1942. — c. 1 — 15. URL: http://www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/fighting-solomon-islands.html
  7. Handbook of Japanese military force. War Department technical manual TM-E 30-480 / Washington C.: United States Government Printing Office, 1944. URL: http://www.ibiblio.org /hyperwar/Japan/IJA/HB /index.html
  8. Japan: Ground forces. // Intelligence bulletin Vol. I № 1 / Washington D. C.: Military intelligence service. War Department. 1942. — c. 52 — 69. URL: http://www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/ground-forces-japan.html
  9. Morale, Characteristics of Japanese soldiers. // Intelligence bulletin Vol. II № 10 / Washington C.: Military intelligence service. War Department. 1944. — c. 80 — 82. URL: http://www.lonesentry.com /articles/intelligence-report/morale-japanese.html
  10. Morelli A. Principes élémentaires de propagande de guerre. // Investig’Action. 2011. URL: http://www.michelcollon.info/Principes-elementaires-de.html?lang=fr
  11. Ponsonby A. Falsehood in war-time: Propaganda lies of the First World War. / London.: George Allen and Unwin, 1928. URL: http://www.vlib.us/wwi/resources/archives/texts/t050824i/ponsonby.html
  12. Sledge E. B. With the Old Breed at Peleliu and Okinawa. / New York.: Presidio Press, 2007.
  13. Soldiers Guide to the Japanese Army. Military intelligence service special series № 27. / Washington C.: Military intelligence service War Department. 1944. URL: http://cgsc.contentdm.oclc.org/cdm /singleitem/collection/p4013coll8/id/2919/rec/46
  14. The Punch below the belt. Japanese ruses, deception tactics and antipersonnel measures. Military intelligence Division special series № 33 / Washington C.: United States Government Printing Office, 1945. URL: https://archive.org/details/ThePunchBelowTheBelt