Что читали в XIX веке в России?
C 1 апреля 2015 по 30 сентября 2015
В вводном зале Главного корпуса Приморского музея (ул. Светланская, 20) открыта выставка из музейного собрания «Что читали в XIX веке в России?». Выставка знакомит с отечественными и зарубежными литературными произведениями, примечательными своим художественным и полиграфическим оформлением, историей издания и библиографической редкостью. На выставке представлены свыше 30 печатных изданий из Фонда редкой книги.
Среди читателей XIX века выделялись 4 группы:
- знатные и богатые люди, читавшие в основном иностранные книги;
- дворяне на службе и помещики в деревнях; мелкое поместное дворянство, военные и гражданские чиновники; богатые купцы, заводчики, мещане – самая многочисленная публика, читавшая много и в основном по-русски;
- мелкие подьячие, грамотные крестьяне читали, в основном, духовную литературу о житиях святых, о странствованиях к святым местам, весело-нравственные повествования;
- учёные и литераторы, которых было немного, читали научную и популярную литературу.
Появились издательства, специализировавшиеся на определённой литературе. М.О. Вольф выпускал роскошные книги для богатых, А.Ф. Маркс – книги для мелкой и средней буржуазии, провинциальной интеллигенции, А.А. Суворин – книги для народной аудитории, И.Д. Сытин, И.А. Морозов – лубочные книги, К.Л. Рикер – по технике и медицине, А.Ф. Девриен – естественнонаучную и сельскохозяйственную литературу, В. А. Березовский – военную литературу, П.И. Юргенсон – музыкальную литературу.
Во второй половине XIX в. начали издаваться книги для простонародного читателя. Доминирующее положение по тиражам занимали книги религиозного содержания и лубочные издания. Лубочную литературу подразделяли на духовную и светскую. К духовной относились различные «жития», например, «Николая-чудотворца», «Марии Египетской» и различные поучения о вреде пьянства, брани, о «страшном суде господнем». К светской относились прежде всего песенники, сонники, письмовники и сказки: «Сказка о славном и непобедимом богатыре Еруслане Лазаревиче и о супруге его прекрасной Анастасии Вахрамеевне». Заметное место в лубочной литературе занимали псевдоисторические книги, наполненные описаниями подвигов того или иного исторического героя или злодея.
Что же в царской России читал обычный читатель (мещанин, обыватель)? Когда подобный вопрос задали Льву Толстому, он ответил — Матвея Комарова. Сегодня никто не знает такого автора, а в конце позапрошлого века его книжки выходили огромными тиражами: самая популярная «Славный мошенник и вор Ванька Каин» по цене 3–5 копеек могла иметь разовый тираж в 50–100 тысяч экземпляров. В то время, как дореволюционное десятитомное издание А.С. Пушкина было выпущено тиражом в 15 тысяч экземпляров и стоимостью 1,5 рубля. Единственным исключением был Лев Толстой. Тираж его полного собрания сочинений, изданного в качестве приложения к журналу «Вокруг света», достиг 100 тысяч экземпляров. Барышни читали особенную, женскую литературу – романы о любви, только зарубежных авторов и только в оригинале.
Особой популярностью у читателей пользовались газеты. На страницах городских газет публиковалась политическая информация, очерки о развитии экономики в России, на Дальнем Востоке, описывалось социально-экономическая и культурная жизнь местного населения. Став неотъемлемым атрибутом городской жизни, газеты проникли и в деревню, нашли своего читателя в крестьянских массах. Стали востребованы специальные журналы — медицинские, исторические, технические, педагогические. Новым явлением в русской журнальной жизни было появление сатирических изданий типа листков «Бесструнная балалайка», «Муха», «Сплетни», «Смех и горе», заполненные анекдотами и различными фельетонами. Близкими по содержанию к ним были журналы «Весельчак», «Развлечение».
Качественные изменения в отечественном книжном деле, становление крупных частных издательств, их специализация, рост литературных сил, расширение издательского репертуара, привлечение новых слоёв покупателей привели к формированию массового читателя и расширению круга чтения в XIX веке.