«Новый театр» Японии

Выставка C 17 сентября 2015 по 8 ноября 2015 Музей Города

«Новый театр» Японии

C 17 сентября 2015 по 8 ноября 2015

Сто лет назад во Владивостоке в Пушкинском театре прошли гастроли известной японской труппы «Художественного театра» («Гэдзюцу-дза»). Песня героини Катюши Масловой, спетая главной актрисой Мацуи Сумако в спектакле по роману Льва Николаевича Толстого «Воскресенье», стала очень популярна в Японии. Новая выставка в Музее Города (ул. Петра Великого, 6) рассказывает о зарождении, творческом успехе и трагическом конце знаменитого японского театра.

Выставка будет работать до 1 ноября. 21 сентября (понедельник) в 16:00 в малом зале Приморского театра оперы и балеты состоится круглый стол «Столетие со дня визита японской труппы «Гэйдзюцу-дза» во Владивосток».

Организаторы: Генеральное консульство Японии во Владивостоке, Приморский музей имени В.К. Арсеньева, комитет 100-летия основания японского «Художественного театра» (Токио, Кагурадзака), Клуб при Японском центре во Владивостоке, Ассоциация «Япония и Владивосток».

 

   

В 1915 году, в Пушкинском театре с большим успехом прошли гастроли известной японской труппы «Гэйдзюцу-дза». Об этом писали владивостокские газеты, сохранившие восторженные впечатления одного из русских зрителей о выступлении труппы.

Стиль «Художественного театра», жанр которого был абсолютно новым для Японии, являлся полной противоположностью японского традиционного театра, где выступать могли только мужчины. Особое влияние на зарождение и развитие жанра «нового театра» оказала западная, а в особенности русская литература в лице Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова, Максима Горького и других, вдохновившая японскую интеллигенцию совершить творческий прорыв в искусстве. Выбор русской классики оказался плодотворным для утверждения и развития современного театрального искусства в Японии, а инсценировка «Воскресения» стала подлинным событием.

Руководитель «Художественного театра» Симамура Хогэцу и его труппа в числе первых в Японии начали ставить спектакли по пьесам западных авторов. Примой театра стала Мацуи Сумако – первая женщина, появившаяся на японской театральной сцене и выступавшая наравне с мужчинами. Известность и зрительскую любовь принесла ей песня «Катюша», которую она исполнила в спектакле «Воскресение».

Первая в Японии женщина-театровед, получившая учёную степень кандидата искусствоведения в Советском Союзе, Сато Киоко:

<…Энергичная деятельность по пропаганде нового театра и профессиональная постановка дела в труппе театра “Гэйдзюцудза” заслуживают высокой оценки. Нет сомнения, что театру, будь его жизнь более продолжительной, удалось бы добиться больших успехов. К несчастью, пятого ноября 1918 года Симамура заболел и неожиданно скончался. Через два месяца покончила жизнь самоубийством Мацуи. Со смертью Симамура и Мацуи прекратил свое существование театр «Гэйдзюцудза”…> [Сато Киоко. Современный драматический театр Японии. – М.: Искусство, 1973], цит. по: Мизь Н.Г., Бреславец Т.И.

Мацуи Сумако в разных пьесах воплощала разные роли: Саломею Оскара Уальда; Анну Каренину и Катюшу Маслову Льва Толстого; Клеопатру, Офелию и Леди Макбет Уильяма Шекспира

Вся афиша