Большие барабаны из Поднебесной
Две культуры, столкнувшись однажды, начнут проникать друг в друга. Это закономерность. Однако в соседствующей с Приморьем Поднебесной существовало и продолжает существовать множество традиций, обрядов и целых направлений искусства, являющихся абсолютно самобытными.
Большие китайские барабаны — как те, что выставлены в экспозиции Музея истории Дальнего Востока, — являются значимым атрибутом одного из таких неотъемлемых элементов китайской культуры — традиционного театра.
Становление театрального искусства Китая принято относить к началу XII века. У него множество характерных особенностей, непривычных для нашего представления о театре. Так, спектакли представляются на пустой сцене, и актёр устно извещает зрителей о переменах в сценическом времени и пространстве. Реквизит используется аллегорически — например, шапка, завёрнутая в красное полотнище, может обозначать отрубленную голову, — либо не используется вообще, и актёры играют с воображаемыми предметами. В целом исполнение ролей строится на канонизированных, отточенных условных приёмах выразительности, стилизованных движениях и жестах. А уровень подготовки мастеров театрального ремесла настолько высок, что раньше китайские девушки даже посещали театр с тем, чтобы учиться у актёров-мужчин, исполняющих женские роли, манерам и изяществу.
Барабаны различных размеров и видов занимают в постановке важное место. На них играет дирижёр, который подает сигналы музыкантам оркестра и актёрам на сцене и с помощью бамбуковых палочек издаёт самые различные звуки, выражая чувства героев. Можно предположить, что и выставленные в экспозиции Музея барабаны когда-то играли одну из ведущих ролей в создании таинственного шедевра, называемого традиционным китайским спектаклем.
Со временем в китайском театре сменяли друг друга различные направления и формы, но он не утрачивал своего значения для жителей Поднебесной. Даже на заре становления Владивостока проживавшие здесь китайцы сохраняли этот важный элемент своей культуры. В Миллионке было целых три театра.
Но большие барабаны, находящиеся в Музее, привезены из самого Китая и имеют богатую событиями судьбу. Недаром они особенно ценны: барабаны переданы Аполлинарием Васильевичем Рудаковым в числе первой тысячи поступлений в Музей. Этот выдающийся китаевед, маньчжурист, один из основателей Восточного института во Владивостоке, в 1900 году вывез из охваченной восстанием ихэтуаней провинции Мукден множество предметов, составлявших жизнь китайцев ещё в XIX веке — от предметов быта, вроде грелки для рук, до огромной коллекции книг. А 1931 году он передал тогда еще Владивостокскому государственному областному музею часть этих предметов, в том числе и большие китайские барабаны.